Мария Гуляева, 11 лет, 7 класс

                       НОВАЯ ГУМАНИТАРНАЯ ШКОЛА

                                           Адрес: Москва, ул. Красноармейская, 30б.

 

Сочинение

 

                  

Героический характер в литературе (по 3-4 произведениям русских и зарубежных писателей 19-20 вв.)

 

«Велик и славен,

Словно вечность,

Король, чье имя благородство;

И уступила бесконечность.

И уступило первородство», –

 

         Так говорит отец Гуг из романа братьев Стругацких  «Трудно быть богом» в лицо  королю. Мне кажется, что именно такими словами надо начинать это сочинение. Ведь именно с благородства начинается героизм.

         А что такое благородство? Трудно сразу, не задумываясь, ответить на этот вопрос. Наверное, в первую очередь, порядочность, умение оставаться человеком среди животных, способность жить по человеческим правилам, следовать человеческим законам.

         Яркий пример тому – герой  романа братьев Стругацких «Трудно быть богом» - Румата, посланный школой – экспериментом на другую планету, где царит глухое средневековье со всеми его жестокостями и лишениями. Его подвиг – подвиг духовный, который состоит в преодолении отвращения к людям, населяющим эту планету, подвиг в том, что каждый день нужно проходить через грязь и оставаться чистым, не озлобиться на мир и не ненавидеть все, что его ни населяет. Лишь с помощью любви и сострадания Румата проходит эти испытания – любви к совсем бедной и незнатной девушке Кире, к доктору Будаху, отцу Гугу и Таре, к таким же, как они, людям, которые поставлены на грань выживания в этом обезумевшем мире, потерявшем все, кроме денег и власти.

         Во всех романах Стругацких особенно выделяется тема скрытого героизма, даже в таком юмористическом произведении, как «Понедельник начинается в субботу», где в шутливом и немного издевательском свете показаны труды ученых-волшебников, совершающих подвиги во имя науки и знаний. Автор смеется над этим героизмом, потому что их труды не стоят того – они совершаются ради пустых и надуманных целей.

         И в балладе «Вересковый мед» Р.Л. Стивенсона  говорится не о самой тайне верескового меда, а о людях, готовых постоять за тайны своих предков, умереть за них. О том, что доля героизма есть и в старом, и в молодом, что перед их подвигом и душевной мощью сам шотландский король не великий владыка, а трусливый раб своих прихотей, который не может, не умеет видеть в людях их благородства.

         И совсем юные и не знающие жизни девушки из повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» жертвуют жизнью во имя Отечества. Лиза Бричкина, не раздумывая ни минуты,  бросилась, чтобы доложить об отряде немцев, даже не успев поесть и не взяв с собой ничего. Женя Комелькова спасла  свой маленький отряд, отдавшись первому порыву – отвлечь немцев, погибнуть ради того, чтобы другие жили. И даже тихая, незаметная Галя Четвертак до конца боролась со страхом, который и погубил ее. И всеми ими двигала их любовь и благопродство, никогда не изменявшие им и не покидавшие их.

         А вот другой герой – маленький незаметный  Джерри из глухой, заброшенной провинции – герой рассказа Джека Лондона «На берегах Сакраменто». Он совершает подвиг, целиком отдавшись благородному порыву – помочь увидеть Спилленам умирающего отца. Даже сам не понимая важность своего поступка, не зная, получится ли у него переправить Спилленов на другой берег по канатной дороге над бушующей рекой, не задумываясь, правильно ли было оставлять без присмотра рудник, но, проникнувшись жалостью к горю женщины, был готов сделать все, чтобы помочь ей.

         И в заключение  моего сочинения стоит лишь добавить, что тема героизма неисчерпаема, как неисчерпаемы благородные и яркие качества нашей души.

 

                                              

 



Rambler's Top100 Яндекс цитирования