Новая гуманитарная школа     |     home    |     Методика обучения
Новые технологии   |   Гуманитарный подход в НГШ   |   Зачеты
Гуманитарный подход в НГШ
Деятельность Новой гуманитарной школы строится на основе современного гуманитарного подхода (Г.-Х.Гадамер, М.М.Бахтин, М.Бубер, Г.П.Щедровицкий, В.А.Лефевр и др.). Можно сказать, что различные философско-антропологические концепции человека сходятся в одном - в понимании человека как открытого существа, как существа, которое постоянно и заново определяет себя. Человек существует как личность постольку, поскольку он сам себя осознает и созидает, входя в мир человеческой культуры, совместной деятельности и коммуникации.
Мы выделили несколько направлений работы Новой гуманитарной школы, которые можно рассматривать, на наш взгляд, как реализацию гуманитарного подхода в образовании.
1. Развитие собственной деятельности учеников.
 Условием образования и развития личности является активная деятельность ребенка, направленная на реализацию своих способностей и замыслов, понимание окружающего мира и себя самого,  приобретение новых обобщенных способов действия. На занятиях, начиная с подготовительной группы и до выпускного класса, организация деятельности учеников является одной из важнейших задач педагога. Для этого используются игры, учебные диалоги, различные проблемные и творческие задания. Необходимым условием этого является развитие и поддержание у учеников учебной мотивации, для чего используется техника «критического мышления», вопросы-«ловушки», проблемные ситуации, задания повышенной сложности, дающие возможность даже наиболее сильным ученикам учиться с интересом. Большую роль в развитии учебной деятельности ребенка играет создание образовательной среды во внеурочное время. Для поддержания познавательной активности ребенка в школе еженедельно проводится внутришкольная олимпиада, где команды, включающие учеников разных классов, соревнуются в решении задач, требующих нестандартного подхода, логики и самостоятельности мышления. Той же цели служат регулярно проводимые в школе предметные и внепредметные тематические недели (неделя игры, неделя искусства, неделя математики, неделя истории и т.п.). В рамках тематических недель дети выполняют творческие задания, играют, участвуют в тематических конкурсах и викторинах. Начиная с первого класса в школе действует система кружков и факультативов, дающая детям возможность углубленно заниматься тем, что их интересует.  Как уже отмечалось выше, большое значение в этом контексте мы придаем развитию и поддержанию детского творчества. Создание атмосферы творчества является одним из важнейших принципов деятельности школы. При этом для нашей школы характерно, что возможность творчества дети получают не только на занятиях искусством (рисование, музыка, театр), но и во всех учебных предметах (литературное творчество, сочинения по истории, математические сказки и т.д.), а также во внеурочной деятельности (конкурс проектов дизайна школьного двора, конкурс эскизов школьной символики, день самоуправления,  КВН и т.п.).
2. Создание в педагогическом коллективе атмосферы совместного творчества, профессионального поиска и самообразования.
Условием развития ученика является развивающийся и творческий педагог, развитие ребенка - это всегда со-развитие.  Педагоги, так же как и дети, включены в процесс совместного творчества и интеллектуального поиска. Наряду с детьми они участвуют в КВН и в игре «Что? Где? Когда?», придумывают и ставят самодеятельные спектакли (Новогодняя сказка учителей и т.д.), участвуют в игре «Дебаты». Нормой жизни школы является постоянный педагогический поиск. Педагоги школы еженедельно собираются на методические семинары. Школа является экспериментальной площадкой Института теории и истории педагогики Российской академии образования.
3. Создание в школе атмосферы сотрудничества, взаимопомощи и толерантности.
Для полноценного развития личности ребенка необходим также опыт сотрудничества и толерантности в отношениях. Дети получают опыт сотрудничества со сверстниками, включаясь в различные формы совместной деятельности (как на уроках, так и во внеурочное время) и участвуя в командных играх. Особенно хочется отметить опыт создания межвозрастных команд  (для участия в интеллектуальных играх, подготовки к праздникам и т.д.). Другим аспектом приобретения опыта сотрудничества (сотрудничество со взрослыми) является разработка и подписание трехсторонних договоров (родители, ученик, школа), фиксирующих взаимные права и обязанности сторон относительно решения различных учебных проблем. Это практикуется начиная с подросткового возраста, в первую очередь в конфликтных ситуациях, связанных с нарушениями учебной дисциплины (опоздания, невыполнение домашних заданий и т.п.). Для нас принципиально, что ученик выступает здесь как полноправный участник договора, приобретая опыт цивилизованного решения конфликтных ситуаций, при котором учитываются не только собственные желания, но также свои права и обязанности. Еще одним вопросом, для решения которого организовано сотрудничество между школой, учениками и родителями, является подготовка старшеклассников к поступлению в избранный ими вуз.
4. Развитие у школьников и учителей школы способности к рефлексии, социальному и личному самоопределению.
Человек в своих действиях и нормах поведения зависим от собственного самоистолкования и самопонимания. Понять, ясно сформулировать собственные цели в рамках каждой возникающей учебной или воспитательной  ситуации, оценить собственные действия с точки зрения достижения этих целей, увидеть себя -  действующего  - глазами другого и скорректировать свои действия - всему этому учителя школы обучаются на постоянно действующих семинарах. Это позволяет им помогать своим воспитанникам осуществлять нелегкий процесс постижения себя как человека в многообразных связях с обществом и управлять своими действиями в учебе, в общении с товарищами, со взрослыми, с  миром. Начиная с подготовительной группы детей учат ставить перед собой вопросы:  «Чего я хочу достигнуть?», «Как я делаю или буду это делать?», «Соответствует ли полученный результат тому, что было задумано, и почему есть расхождения?». Помимо обучения рефлексии собственного «я» дети также учатся распознавать и понимать желания, цели, ценности, чувства других людей. Существенность и значимость внутреннего мира - как своего собственного, так и чужого - один из важнейших постулатов Новой гуманитарной школы.
Обучение рефлексии - одна из ведущих тем работы педагогического коллектива НГШ, в школе создаются методические разработки, где находят отражение новые средства формирования рефлексии у школьников.


                                                                                                                                                                                                                                                                                                           





Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования