Новая гуманитарная школа     |     home      |      Методика обучения
                                                  
Kуратор НГШ                                             Куратор НГШ - расширенный вариант - для работников НГШ           
ЧТО ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ КУРАТОР НГШ


1. Понимать, что именно куратор в первую очередь отвечает за результаты развития, обучения и воспитания каждого ребенка в своем классе, и занимать соответствующую позицию относительно учеников, учителей, родителей и администрации (выступать в роли организатора их деятельности).
Не забывать, что должность "куратор" ("директор класса") введена в НГШ именно для этого, а не для чего-то другого.
Соответственно, не ждать указаний администрации или просьбы преподавателей, родителей или учеников: "Сделайте, пожалуйста, то-то и то-то, поскольку это сделать необходимо", а самому вникать в происходящее в классе (и в школе) и самому понимать, что необходимо сделать, и делать это.
«Сделать» означает, в первую очередь, организовать дело, а не «сделать самому за других».

2. Быть для детей и родителей значимой фигурой. Добиться того, чтобы для каждого ученика в классе было интересно и значимо, что куратор думает по тому или иному поводу, что куратор делает и зачем, как куратор относится к нему лично и происходящему. Добиться того, чтобы каждый родитель и ученик делился с ним всеми возникающими у него проблемами, хоть каким-то образом связанными с процессом обучения и воспитания.

3. При этом необходимо:
3.1. Наличие личностного контакта с каждым ребенком (доверие ребенка к куратору и готовность ребенка обсуждать свои проблемы - все - с куратором).
3.2. Наличие постоянного контакта с каждым родителем (готовность родителей каждого ребенка обсуждать все проблемы, связанные с его воспитанием и обучением, с куратором). Своевременное информирование их об успехах, трудностях и проблемах их детей (в рамках всех предметов), получение от родителей обратной связи, в том числе претензий, и реагирование на эту информацию соответствующими действиями, а в случае необходимости передача этой информации преподавателям и администрации; разъяснение родителям их функции и позиции в тех или иных педагогических ситуациях, в необходимых случаях вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс - как дома, так и в школе. Форма коммуникации с родителями должна быть откровенной, но при этом корректной и дипломатичной.
3.3. Наличие постоянного контакта с каждым учителем (готовность каждого учителя и куратора:
а) обсуждать все проблемы каждого ребенка, связанные с его воспитанием и обучением;
б) обсуждать и координировать свои действия по обучению и воспитанию каждого ребенка;
в) строить совместные действия на уроке и вне его по обучению и воспитанию каждого ребенка и всех вместе;
г) передача им необходимой информации о детях и родителях, получение от них всей необходимой информации (см. п.4.1. и 4.2.).
3.4. Владение текущим учебным материалом по всем предметам.
3.5. Самому развиваться личностно и интеллектуально.

3. Цели работы куратора в первую очередь следующие (значимость целей не связана с их местом в данном списке):

нормальное физиологическое и психологическое состояние каждого ребенка (т.е. жив, здоров и оптимистически настроен);
максимально высокая степень обученности детей по всем имеющимся предметам;
развитие способностей детей (восприятие, внимание, понимание, память, мышление, рефлексия, личностные качества и пр.);
воспитание детей (этика, самоорганизация, развитие желательных и устранение нежелательных черт характера).

4. Для достижения данных целей куратор должен делать по крайней мере следующее:

4.1. Знать и понимать, что происходит на уроках в рамках каждого предмета (что проходят, каковы требования, каковы цели преподавателя, в чем специфика, что нужно на уроке, что задано, какие учебные пособия, что должно быть у ученика и пр.), и следить за тем, чтобы все происходило в оптимальном режиме (в том числе обеспечить нормальную учебную дисциплину на всех уроках и самостоятельных занятиях).

4.2. Знать и понимать,  как обстоит дело с развитием каждого ученика как в целом, так и в рамках каждого предмета (какие у каждого ребенка успехи и трудности, проблемы, пробелы, страхи и т.д.), фиксировать свое знание и понимание в виде индивидуального плана учебно-воспитательной работы для каждого ученика и организовывать работу по устранению трудностей и достижению успехов (задействуя учителей, администрацию, родителей, в случае необходимости - специалистов со стороны).

Выявление, анализ, учет успехов, с одной стороны, и трудностей и недостатков каждого ребенка, с другой, необходимо вести как минимум по следующим направлениям (их значимость не связана с их местом в данном списке):

Мировоззрение. Восприятие окружающего мира и других людей. Самоопределение (готовность быть лидером/исполнителем, деятелем/наблюдателем). Самооценка (завышенная/заниженная).

Этико-нравственные проблемы (наличие/отсутствие ценностей и норм, которые уже должны быть; наличие/отсутствие ценностей и норм, которые не устраивают воспитующих; готовность/неготовность осваивать желательные для воспитующих нормы).

Наличие нежелательных черт характера (трусости, нерешительности, хвастливости, завистливости, недоброжелательности и пр.).

Познавательный и деятельностный интерес (наличие/отсутствие интереса к чему-либо; наличие/отсутствие интереса к тому, что необходимо для обучения; наличие/отсутствие мотивации или ценностей, необходимых для нее).

Здоровье. Физическое развитие (выносливость, сила, ловкость, координация).

Инициативность, энергичность, жизненная активность.

Уровень самоорганизации и самоконтроля;  воля и упорство; способность и готовность  к целенаправленному действию. Работоспособность, собранность, аккуратность.

Способность и готовность к организации деятельности с включением других людей.

Степень самостоятельности (как в деятельности, так и в мышлении). Наличие/отсутствие соответствующей установки, умений и навыков.

Готовность осуществлять творческий подход/ установка на репродукцию; critical thinking/безальтернативность (мышления, понимания, восприятия).

Степень развития чувственно-эмоциональной сферы (способность переживать  собственно человеческие чувства; эмоциональная культура; эмоциональная  заторможенность или возбудимость).

Проблемы коммуникации с детьми  (ровесниками, младшими и старшими) - установка с ними считаться/не считаться, степень доброжелательности; уровень агрессии/тревожности; наличие/отсутствие культурных норм общения, степень развития навыка общения. Проблемы коммуникации со взрослыми (учителями, родителями) и их психологические и феноменальные причины.

Кyльтура поведения (внешний вид, манеры, мимика, жестикуляция, интонации и т.п.). Наличие/отсутствие культурных норм поведения.

Речь. Развитие речи - письменной и устной (лексика, синтаксис, фонетика  и логопедия, темп, интонирование, стилистика и культура речи, фразеология; ориентация на речевые штампы или на точность передачи мысли и чувства). Уровень владения риторическими умениями.

Память (оперативная и долговременная, зрительная, моторная, слуховая). Восприятие (степень развития зрительного и  слухового восприятия; особенности восприятия устной и письменной информации).

Внимание (степень развития произвольного внимания; концентрация и распределение внимания).

Освоение учебного материала. Какие внепредметные умения и  микроумения не освоены ребенком, что конкретно тормозит его развитие.

Понимание и интерпретация текстов (устных и письменных) - информативных, инструктивных и художественных.

Способность и готовность к рефлексии (сути, оснований и средств своей и чужой деятельности, своего и чужого состояния и отношения), степень ее развитости.

Особенности интеллекта (широта, гибкость и вариативность поиска, скорость перебора, "дальность" связывания, количество одновременно удерживаемых элементов/связей и т.п.).

Готовность и способность исследовать, конструировать, систематизировать.

Полная/неполная мыследеятельность - конкретные проблемы (наличие/отсутствие категориального аппарата; необходимого опыта; терминологии; связок между поясами).

Способность и готовность делать что-то руками.

Эстетика. Способность видеть, ценить и переживать красоту; наличие/отсутствие эстетических оснований в нормах собственной деятельности.

Наличие или отсутствие каких-либо наклонностей и задатков (интеллектуальных, творческих, организационно-деятельностных и т.п.).

4.3. Участвовать в уроке в качестве (в позиции):

а) "идеального ученика" ("того, кому интересно учиться, того, кто старается научиться"), задавая тем самым желательные нормы и образцы деятельности;
б) "ученика, рефлексирующего  свои  способы работы";
в) "непонимающего ученика" (т.е. такого, который "не понимает то, что всем понятно" и задает вопросы, проблематизирующие как учеников, так и учителя);
г) "восторженного по отношению к происходящему на уроке (либо к материалу, либо к действиям детей) взрослого" (усиливается мотивация учеников учиться, повышается социальная и психологическая значимость происходящего в глазах учеников);
д) "спорящего с другим взрослым взрослого" (расшатывается безальтернативность мышления, понимания, восприятия; задаются нормы культурной дискуссии: способы аргументированного отстаивания своей позиции, поведение при проигрыше спора, нормы признания своей неправоты, нормы выслушивания собеседника и реагирования на его аргументы и пр.);
е) "критикующего происходящее и предлагающего другие варианты взрослого" (происходит обучение детей тому, что принято называть critical thinking);
ж) "организатора, обсуждающего организацию с другим организатором (учителем)" (дети постепенно приучаются рассматривать происходящее из организационно-управленческой и искусственно-технической позиции);
з) помощника учителя, осуществляющего действия в векторе его целей на урок.

При этом обязательно надо:
а) понимать, что происходит на уроке, по крайней мере не хуже, чем это делает преподаватель;
б) интересоваться перед началом урока у преподавателя, не нуждается ли он в какой-либо помощи куратора. Если куратору и так понятно, что такая помощь нужна, то интересоваться не надо, а надо просто помочь;
б) тип своих действий на уроках заранее проговаривать и согласовывать с каждым учителем. Если возникают трения и несогласованности, следует обсудить ситуацию с Богиным.
4.4. Побольше проводить времени с детьми (на уроках и на переменах) и поменьше не с детьми. При этом:
а) на уроках - надо всячески проявлять интерес к тому, что изучается, задавая пример познавательного интереса и активности, повышая в глазах детей важность и престижность учебной работы;
б) на перемене - быть с детьми всегда, когда это возможно;
в) во внеурочное время побольше заниматься этическими, интеллектуальными, психологическими, коммуникационными проблемами детей, обсуждать с ними важные для них проблемы (если таковые не проявляются, надо сделать так, чтобы они проявились);
г) понимать и разделять интересы детей, корректируя и направляя их в нужное русло.
4.5. Создавать ситуации (возможно, с их последующим обсуждением), в которых можно было бы подразвить личностные качества учеников (например, ситуации самостоятельного выбора, принятия решения, самостоятельного действия и пр.)
4.6. Следить за посещением детьми школы. В случае отсутствия ученика в школе в обязательном порядке:
а) немедленно выяснить, по какой причине  ребенка нет в школе и сколько времени его еще не будет в школе (для того чтобы преподаватели подготовили специальные задания в случае предстоящего длительного отсутствия ученика); при этом желательно ввести систему: если ребенок не придет завтра в школу, родитель сообщает об этом куратору сам, например, домой еще вечером (но эту систему, облегчающую ему жизнь, должен ввести сам куратор);
б) ежедневно передавать по E-mail, факсу, телефону (или лично) родителям ученика или ученику все задания от каждого преподавателя, проводившего уроки в этот день;
в) заранее (своевременно) ставить в известность преподавателя, если кто-то из детей, находящихся на индивидуальном обучении, не пришел в школу;
г) бороться с пропусками и опозданиями (на первый урок и с перемены) всеми имеющимися способами (в частности, посредством личного примера); фиксировать все пропуски и опоздания и регулярно передавать данные родителям и администрации.

4.7. Следить за тем, чтобы дети всегда проявляли активность в поддержании порядка и чистоты (в классе, в раздевалке, в столовой - столы, портфели, папки, полки, шкафы, чистая доска, сменная обувь, вымытые руки, наличие полотенца и мыла, ручек, карандашей, линейки, красок и т.д.), пока это не вошло у них в привычку.

4.8. Организовывать деятельность детей во внеурочное время, в том числе  досуг учеников (обязательно совместно с самими учениками). Подключать родителей, учителей, администрацию, учеников других классов к мероприятиям такого рода.
Здесь будет гиперссылка на план школьных мероприятий.


                                                                                                                                                                                                                                                                                                           





Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования