Новая гуманитарная школа     |     home
Творческие работы в рамках уроков истории-2
Творческие работы в рамках уроков истории-2
 Вернуться в раздел "Работы детей".
  Вернуться на страницу 1.

Задание: опиши впечатления спартанца, посетившего Афины.                                                  
 Комментарии учителя истории к данному заданию.



Катя Федорова, 6 класс

ИЗ СПАРТЫ В АФИНЫ

Город мне не понравился. Подъезжая к нему, я увидел крепостные стены! Значит, афиняне трусы. Все дома совсем не похожи друг на друга, они даже с украшениями и сделаны из мрамора! А на улицах стоят статуи. Глупая, бесполезная трата денег!   
Когда мы были в доме у одного дипломата, мне давали совсем невкусную еду. Она была слишком сложной, и не было даже «черной» похлебки! Одежда у хозяина и остальных афинян была очень смешной. Столько складок, множество украшений у женщин (в Спарте этих украшений хватило бы на 6 семей)!
Но больше всего меня поразило не это, а то, как афиняне обращаются с рабами. В доме дипломата я видел хорошо одетых людей, которые подавали кушанья. Сначала я даже не понял, что это были рабы!  Кроме того, афиняне очень хорошо обращаются с рабами (вежливо говорят, не бьют). Это же глупо! С рабами нужно обращаться жестоко, чтобы они тебя боялись. Иначе рабы восстанут.
Многие афиняне торгуют! У афинян даже есть места, называемые рынками! А расплачиваются афиняне маленькими золотыми и серебряными монетами. Это совершенно неправильно. Удивительно то, что на этих рынках я видел рабов с оружием. Ну, уж это полное безрассудство! Рабы же могут восстать! Афиняне якшаются с теми, кто ниже их по роду. Я сам слышал, как двое старцев беседовали о том, что земледелие почетно! Афиняне восторгаются занятиями илотов, это так глупо.
Что касается детей, то, по-моему, они в Афинах слишком слабы. Не удивительно, что это так. Дети в Афинах много времени тратят на изучение чтения и письма! Это совершенно бесполезное занятие. Дети столько времени проводят с матерью! Из них воспитывают каких-то неженок, не приспособленных даже стащить кусок сыра!  Как раз, наоборот, в Афинах осуждают воровство.
Наш полис куда лучше, наши люди сильнее, а законы проще!  Как хорошо, что я живу в Спарте!
Вернуться к началу страницы.


Гуляева Маша, 6 класс

Из Спарты в Афины

             Несколько дней назад герусия решила отправить меня в Афины на переговоры. Я покидал свою казарму расстроенным, но не показывал своих чувств: уходить из лагеря накануне ночного похода, к которому мы так долго готовились!!! Это обидно! Но для хорошего воина - дисциплина превыше всего! А мне так хочется быть достойным гражданином Спарты!
             …Дорога должна была занять несколько дней. Я шёл и вспоминал, что рассказывали об Афинах старики,                 приходившие к нам в казарму: ”Ужасный город! Жители его трусливы; они построили себе мощные стены, думая, что так оградят себя от опасности и врагов. У нас, спартанцев, стены нашего города - острия наших копий! Мы дни напролет тренируемся, заботимся о правильном воспитании наших детей, а эти ослы распускают детей да и себя тоже! Афиняне - не воины, они не знают, что такое дисциплина: их вечно надо во всем убеждать, убеждать… А как они любят лесть! Послушать жителя Афин - так лучше, могущественнее, красивее их города нет в Элладе!..»
                Но ведь те же старики рассказывали нам и другое: спартанцы и афиняне вместе сражались против персов! А когда в Спарте после тяжёлого землетрясения началось восстание илотов, Афины прислали вооружённый отряд на помощь нам. Наши старейшины гордо отправили афинян обратно: воин-спартанец  в помощи не нуждается! Однако в Лаконии запомнили слова полководца  Кимона из Афин: «На Афинах и Спарте Греция держится, как человек на двух ногах».   Конечно, смешно сравнивать величие Афин и Спарты,  да и не нуждаемся мы в похвалах потомков Солона! Но почему-то вспоминать об этом мне было приятно…
         … Мой путь подходил к концу: вдалеке  показался город, похоже, это и был город мудрого Солона. (Мудрый… Да разве можно сравнить его с Ликургом, оставившим нам вечные, прекрасные законы, по которым мы живем уже столетия!) По Священной дороге, минуя большую оливковую рощу, я подошел к городу и… О, боги! Невдалеке виднелся высокий, продолговатый холм с плоской вершиной. Я поднял голову, и яркое солнце ударило мне в глаза. Ослепленный, сквозь пелену света и слез я начал различать нечто, напоминающее огромное  здание… Парфенон?!… Да, это был храм, посвященный Афине, покровительнице города. Издали были видны высокие белые колонны, которые легко держали казалось бы совсем невесомую треугольную крышу.
       Я поторопился пройти через городские ворота. Но что это? И это - «великие Афины»? Такие же узкие, кривые улочки я видел, когда  проходил через  Коринф. Дома из необожженного кирпича… Глухие белые стены… И лишь над крышами домов высились белокаменные храмы.  Какое бессмысленное расточительство! Разве богам нужно ТАКОЕ восхваление?
       Темная улочка вывела меня, наконец, на городскую площадь. Оглушенный, я остановился.  Как шумно! Сколько торговцев! Чего здесь только нет: и овощи, и рыба, и мясо, и вино, и орехи, и куры, и оливки, и… Неужели здесь так много едят и пьют?! Неудивительно, что на площади так много неуклюжих людей. Разве такие смогут управляться с оружием?.. А как они одеты! Неужели собрались в бой? Ведь у нас, в Спарте, лучшее одевают  только тогда, когда идут сражаться! А почему так мало женщин? Я вспомнил: старики предупреждали меня, что в Афинах женщины живут затворницами и редко покидают дом. Да-а-а.. А ведь афиняне считают себя просвещенными людьми!
       Но где же дом совета? Я с почтением обратился к какому-то старику, и он проводил меня туда. О, великие боги!  Я участвовал во многих сражениях, но это испытание было самым трудным для меня!  Как долго, нудно и велеречиво говорят афиняне! Мне трудно было понять, о чем они говорят: дослушаешь до конца - забудешь начало, а не вспомнив начала, не поймешь конец… Впервые в жизни у меня разболелась голова!  Государственные дела, доносы, обвинения во взяточничестве… Когда, наконец, дело дошло до просьбы, с которой прислала меня герусия, уже темнело, с большим трудом удалось подсчитать количество поднятых «за» и «против» рук. Я заторопился к городским воротам. Да, я не поднялся на Акрополь и не видел храмов, которыми так гордятся афиняне! Пусть я - «осел, который, увидев их, не пришел в восторг». Пусть я - «верблюд, который покинул их без сожаления». Любовь к роскоши погубит жителей этого города. Потратить столько времени и сил на строительство таких грандиозных храмов? Зачем? Глупцы… Величие - в другом.  ак говорил Ликург, - в ПРОСТОТЕ!..  
Вернуться к началу страницы.

 Комментарии учителя к данному заданию.

Принципиальные замечания:
1. В качестве одной из важнейших задач при обучении истории в НГШ рассматривается умение ребенка (а в дальнейшем - взрослого человека)  понимать исторический процесс по-настоящему, не на уровне заучивания  текстов и запоминания слов. Если проходить историю «обыкновенно», то что может вынести ученик после изучения, скажем, темы «Расцвет греческих полисов»? Ну, например: «Спартанцы жили суровой жизнью, а в Афинах была демократия». Многочисленные исследования показывают, что в большинстве случаев дети, имеющие такие, с позволения сказать, знания, не могут на зачете (см. по сноске, что это такое) ответить ни на один вопрос, который бы хоть немного выходил за рамки текста учебника или рассказа учителя.
Для ученика 5-7 класса «понять» - это прежде всего  почувствовать, как говорится, «на собственной шкуре», вжиться в образ человека той эпохи - древнего египтянина, афинянина или спартанца, «увидеть» мир его глазами как целостную «картинку», а не просто запомнить слова, не понимая, что за ними стоит.
Метод, используемый в НГШ, в какой-то степени делает историю частью собственного жизненного опыта ребенка, а это принципиально другой уровень освоения учебного материала.
На уроках читаются и анализируются тексты, исследуются артефакты  изучаемой эпохи, используются элементы ролевой игры, с учениками обсуждаются не только события, но и то, как эти события должны были (через понятные детям аналогии) воспринимать современники, что они могли чувствовать, как они могли к этому относиться и т.п.
2. Еще одной важнейшей задачей при изучении истории (как и практически любого другого предмета в НГШ) является обучение ребенка непредметным умениям - умению понимать, мыслить и творить, то есть  соотносить факты и мнения, сопоставлять различные объекты, анализировать и синтезировать, рассматривать, казалось бы, неделимое как структуру и даже как систему; на основании полученных данных создавать новое знание и т.д.

Техническая сторона вопроса:
Задания, образцы которых приводятся на второй странице, являются контрольными и даются детям после прохождения соответствующих учебных тем (задания, образцы которых приводятся на первой странице, можно рассматривать как пропедевтические).
Для того чтобы справиться с подобным заданием, ребенок, во-первых, должен «собрать» и систематизировать  информацию, которую он изучал в течение нескольких уроков. Он должен еще раз просмотреть изученный материал, чтобы не ошибиться в деталях быта при описании, а точнее, создании конкретной «картинки».
Во-вторых, задание требует не столько знаний отдельных фактов, сколько целостного понимания материала, в частности - системных, целостных  представлений об изученном периоде и о «внутреннем мире», менталитете древнего грека.
В-третьих, ребенок должен не просто знать, что было в Афинах и в Спарте в данный период, но и, сравнив образ жизни и представления о мире «среднестатистических» спартанца и афинянина, определить, что должно было спартанцу понравиться, а что - нет, что бы он одобрил в Афинах, а что - нет.
Светлана Игоревна Вдовина, преподаватель истории в Новой гуманитарной школе.
  Вернуться в раздел "Работы детей".
  Вернуться на страницу 1.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                           





Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования