http://counter.rambler.ru/top100.cnt?516248

логотип НГШ-23Назад  на  Наши публикации       

 

 

 

В.Г. Богин

Директор класса.

Обязанности куратора – тьютора в негосударственной школе.

 

Опубликовано в газете «Управление школой», №15 (498), 1-15 августа 2009 г.[1]

 

         Новая гуманитарная школа (НГШ) – одно из первых негосударственных  образовательных учреждений нашей страны – существует с 1992 года. Много внимания здесь уделяется как индивидуализации, так и индивидуальному подходу: тщательно анализируются особенности каждого ребенка. На этом основании и строится обучение. Особое внимание уделяется развитию мышления, памяти, воображения, внимания, творческих способностей каждого ребенка, его самостоятельности.

         Большую роль в решении данной задачи играют тьюторы. В НГШ  такая позиция 17 лет существовала под кодовым названием «куратор», поскольку до самого недавнего  времени подобной профессии в России официально не существовало. Теперь, наконец, можно будет «выйти из подполья» и писать людям в трудовую книжку ту должность, которую они реально занимают.

         Тьютор Новой гуманитарной школы – это человек, который обеспечивает реализацию концепции Новой гуманитарной школы в своем классе в полном объеме, привлекая для этого все возможные ресурсы (с концепцией НГШ  можно ознакомиться здесь: http://school-1.ru/articles/koncepcya_ngs.htm).

         Тьютор (обычно в каждом классе два или три тьютора, в зависимости от количества детей) отвечает за результаты развития, обучения и воспитания каждого ребенка в своем классе и занимает соответствующую позицию относительно учеников, учителей, родителей и администрации (выступает в роли организатора их деятельности).

         Тьютор по сути является директором класса и, соответственно, не ждет указаний администрации или просьб преподавателей, родителей или учеников: «Сделайте, пожалуйста, то-то и то-то, поскольку это сделать необходимо», а сам вникает в происходящее, сам принимает решение относительно того, что необходимо предпринять, и делает это. При этом «сделать» и «делать» означает для тьютора, в первую очередь, «организовать дело», а не «сделать самому за других».

         В нашей школе для тьютора определен достаточной широкий круг обязанностей.

 

Тьютор Новой гуманитарной школы  обязан обеспечивать:

*  нормальное физиологическое и психологическое состояние каждого ребенка (т.е. ребенок должен быть жив, здоров и оптимистически настроен);

*  максимально высокую степень обученности детей по всем имеющимся предметам;

*  максимальное развитие способностей детей (восприятие, внимание, понимание, память, мышление, рефлексия, личностные качества и пр.);

*  воспитание детей (этика, самоорганизация, развитие желательных и устранение нежелательных черт характера).

        

         При планировании учебно-воспитательной работы с каждым ребенком тьютор НГШ обязан отслеживать его развитие по следующим направлениям (их значимость не связана с местом в данном списке):

·            Мировоззрение. Восприятие окружающего мира и других людей.

·            Самоопределение (готовность быть лидером/исполнителем, деятелем/наблюдателем). Самооценка (завышенная/заниженная).

·            Этико-нравственные проблемы (наличие/отсутствие ценностей и норм, которые уже должны быть; наличие/отсутствие ценностей и норм, которые не устраивают воспитывающих; готовность/неготовность осваивать желательные нормы).

·            Наличие нежелательных черт характера (трусости, нерешительности, хвастливости, завистливости, недоброжелательности и пр.).

·            Познавательный и деятельностный интерес (наличие/отсутствие интереса к чему-либо; наличие/отсутствие интереса к тому, что необходимо для обучения; наличие/отсутствие мотивации или ценностей, необходимых для нее).

·            Здоровье. Физическое развитие (выносливость, сила, ловкость, координация).

·            Инициативность, энергичность, жизненная активность.

·            Уровень самоорганизации и самоконтроля;  воля и упорство; способность и готовность  к целенаправленному действию. Работоспособность, собранность, аккуратность.

·            Способность и готовность к организации деятельности с включением других людей.

·            Степень самостоятельности (как в деятельности, так и в мышлении). Наличие/отсутствие соответствующей установки, умений и навыков.

·            Готовность осуществлять творческий подход / установка на репродукцию; critical thinking/безальтернативность (мышления, понимания, восприятия).

·            Степень развития чувственно-эмоциональной сферы (способность переживать  собственно человеческие чувства; эмоциональная культура; эмоциональная  заторможенность или возбудимость).

·            Проблемы коммуникации с детьми (ровесниками, младшими и старшими) – установка с ними считаться/не считаться, степень доброжелательности; уровень агрессии/тревожности; наличие/отсутствие культурных норм общения, степень развития навыка общения. Проблемы коммуникации со взрослыми (учителями, родителями) и их психологические и феноменальные причины.

·            Культура поведения (внешний вид, манеры, мимика, жестикуляция, интонации и т.п.). Наличие/отсутствие культурных норм поведения.

·            Речь. Развитие речи – письменной и устной (лексика, синтаксис, фонетика и логопедия, темп, интонирование, стилистика и культура речи, фразеология; ориентация на речевые штампы или на точность передачи мысли и чувства). Уровень владения риторическими умениями.

·            Память (оперативная и долговременная, зрительная, моторная, слуховая). Восприятие (степень развития зрительного и  слухового восприятия; особенности восприятия устной и письменной информации).

·            Внимание (степень развития произвольного внимания; концентрация и распределение).

·            Освоение учебного материала. Какие внепредметные умения и  микроумения не освоены ребенком, что конкретно тормозит его развитие.

·            Понимание и интерпретация текстов (устных и письменных) – информативных, инструктивных и художественных.

·            Способность и готовность к рефлексии (сути, оснований и средств своей и чужой деятельности, своего и чужого состояния и отношения), степень ее развитости.

·            Особенности интеллекта (широта, гибкость и вариативность поиска, скорость перебора, «дальность» связывания, количество одновременно удерживаемых элементов/связей и т.п.).

·            Готовность и способность исследовать, конструировать, систематизировать.

·            Полная/неполная мыследеятельность – конкретные проблемы (наличие/отсутствие категориального аппарата; необходимого опыта; терминологии; отсутствие связей между ними).

·            Способность и готовность делать что-то руками.

·            Эстетика. Способность видеть, ценить и переживать красоту; наличие/отсутствие эстетических оснований в нормах собственной деятельности.

·            Наличие или отсутствие каких-либо наклонностей и задатков (интеллектуальных, творческих, организационно-деятельностных и т.п.).

 

         Цели работы тьютора в первую очередь должны быть направлены на формирование:

·        команды (из тьюторов, учителей, родителей, администрации и других педагогических и непедагогических работников школы), которая совместно с тьютором в полном объеме обеспечивала бы реализацию концепции НГШ во вверенном ему классе; при этом тьютор должен оставаться полноценным участником этой команды;

·        детского коллектива (с отношениями доброжелательности, терпимости, взаимопонимания, взаимопомощи и сотрудничества, возможностью каждому ребенку развиваться, сохраняя собственную индивидуальность).

 

         Относительно каждого ребенка тьютор добивается следующих целей:

·        сформировать умение самостоятельно организовывать собственную деятельность и осуществлять волевые усилия;

·        сформировать систему ценностей, базирующуюся на общеевропейской культуре, а именно – уметь делать выбор:

-       между воевать или договариваться – в пользу договариваться;

-       между «я хочу» или «мне хочется» – в пользу «я хочу»;

-       между принципами и ситуацией – в пользу принципов;

-       между «ради себя» или «ради людей» –  в пользу второго;

-       между доброжелательностью или враждебностью – в пользу доброжелательности;

-       между великодушием и мщением – в пользу великодушия;

-       между деятельностью и праздностью – в пользу деятельности и т.д.;

·        сформировать гуманистическое, толерантное отношение к себе и миру, базирующееся на общеевропейской традиции;

·        сформировать умение чувствовать и сопереживать;

·        сформировать познавательный интерес;

·        сформировать умение учиться;

·        сформировать деятельностную позицию;

·        скорректировать характер таким образом, чтобы он позволил жить среди людей.

 

         Для достижения вышеуказанных целей тьютор должен делать следующее:

1. Осуществлять личностный контакт с каждым ребенком, добиваться его доверия и готовности обсуждать с ним свои проблемы.

2. Поддерживать постоянный контакт с родителями, добиваться их готовности обсуждать все проблемы, связанные с воспитанием и обучением ребенка, с тьютором. Своевременно информировать родителей об успехах, трудностях и проблемах их детей (в рамках всех предметов), получать от родителей обратную связь, в том числе претензии, и реагировать на эту информацию соответствующими действиями; разъяснять родителям их функции и позиции в тех или иных педагогических ситуациях, в необходимых случаях вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс – как дома, так и в школе. Форма коммуникации с родителями должна быть откровенной, но при этом корректной и дипломатичной.

3. Информировать администрацию обо всех проблемах детей и их родителей, связанных с обучением и воспитанием ребенка. В случае если у тьютора есть хотя бы малейшее сомнение в том, что его действий достаточно для разрешения проблемной ситуации, он обязан незамедлительно подключить администрацию.

4. Осуществлять постоянный контакт с каждым учителем, работающим в его классе.

5. Составлять (и периодически корректировать) индивидуальный план учебно-воспитательной работы на каждого учащегося класса (в этом плане должна быть зафиксирован динамика развития ребенка как в целом, так и в рамках отдельных предметов – каковы успехи и трудности, проблемы, пробелы, страхи и т.д.). Организовывать работу по устранению трудностей и достижению успехов, привлекая учителей, администрацию, родителей, в случае необходимости – специалистов со стороны.

         В частности, тьютор обязан получить  от учителя-предметника после каждой контрольной (зачетной) работы анализ этой работы, обсудить с учителем план исправления выявленных недостатков и проблем и отследить выполнение этого плана.  Желательно, чтобы эти анализы в печатном виде висели на стенде в классе (к этому требованию надо относиться осмысленно, особенно в начальной школе). Эти анализы могут быть частью четвертного табеля.

         Тьютор обязан организовать сбор портфолио на каждого ученика класса. В портфолио должны быть представлены лучшие творческие работы, лучшие работы в рабочих и контрольных тетрадях, отсканированные грамоты, проекты, фотографии, видеоклипы, награды и т.п.

В обязанности тьютора также входит ведение электронного «досье» на каждого ученика (этот документ является документом только для служебного пользования и ни в коем случае не находится в открытом доступе)  и – желательно практически ежедневно – вносение в него своих наблюдений, конкретных фактов (как положительного, так и отрицательного характера), которые нужно будет учитывать в дальнейшей учебно-воспитательной работе.

6. Развивать в каждом ребенке самостоятельность. Все, что ребенок в своем возрасте может делать сам, он должен делать самостоятельно, а тьютор выступает лишь в роли организатора его деятельности. Например, организовывает распределение обязанностей между учащимися класса и отслеживает их выполнение.

7. Организовывать классные  семинары: повестка семинара должна быть заранее спланирована, а решения семинара должны быть доведены до каждого учителя-предметника, работающего в данном классе, и до администрации. Протоколы семинаров выкладываются в электронном виде в папку класса в локальной сети.

9. Знать все о состоянии здоровья каждого ученика своего класса и действовать исходя из медицинских и санитарно-гигиенических рекомендаций.

10. Следить за учебной дисциплиной во время самостоятельных работ и периодически отслеживать ее во время уроков (как было сказано выше, в первую очередь как ОРГАНИЗАТОР, а не исполнитель; то же относится и к последующим пунктам). В случае если у учителя-предметника учащиеся регулярно нарушают дисциплину, тьютор обязан помочь учителю; если помощь оказывается неэффективной, тьютор должен немедленно проинформировать об этом администрацию.

11. Следить за наличием у всех учащихся необходимых учебников, учебных пособий, канцелярских принадлежностей, необходимых для уроков, а также за их состоянием.

12. Следить за наличием в классе листа готовности к уроку и за тем, чтобы учащиеся предъявляли его учителю-предметнику (начиная со 2-го класса), а также за наличием в классе листа (тетради), в котором учащиеся во время самоподготовки самостоятельно фиксируют  факт выполнения ими заданий.

13. Следить за тем, чтобы все уроки и самостоятельные работы записывались на магнитофон (в тех классах, где не установлено видеонаблюдение).

14. Составлять график распределения учебной нагрузки на самостоятельных работах, согласовать его с учителями-предметниками и контролировать его выполнение.

15. В ситуации, когда ученикам его класса требуются индивидуальные или дополнительные занятия (в связи с опережением или отставанием), согласовать их организацию с администрацией и учителями-предметниками.

 

Это далеко не полный перечень обязанностей тьютора НГШ (с более подробным перечнем можно ознакомиться на сайте школы:  http://www.school-1.ru/).

Таким образом, среди всех педагогических позиций в Новой гуманитарной школе исключительно важной и значимой является позиция тьютора, который, помимо прочих функций, имеет функцию посредника между ребенком, педагогами, администрацией и родителями.

 



[1] Здесь публикуется с некоторой правкой.





Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования