логотип НГШ-23 


Назад  на  Наши публикации

 

 

Ильясова А.Б.,

заместитель директора Новой гуманитарной школы

по научно-методической работе, доцент, к.п.н.

 

Роль тьютора

в создании индивидуальных образовательных программ

в школах с низкой степенью жесткости

Опубликовано в  Тьюторство в открытом образовательном пространстве высшей школы: подходы к разработке стандарта тьюторской деятельности. Материалы Второй международной науч.-практ. конф./Моск. пед. гос. ун-т; науч.ред. Т.М.Ковалева ; отв.ред. М.Ю.Жилина, Т.М.Коробова. - М.: МПГУ, 2009.

 

В данной статье вводится понятие степени жесткости школы, описывается деятельность тьютора по созданию индивидуальных образовательных программ с опорой на разработанную структуру образовательной программы школы и понятие жесткости школы.

 

Для современного школьного образовательного  пространства  характерна неоднородность. В одних школах строго придерживаются традиционных, хорошо апробированных методик, в других – активно экспериментируют, применяют инновационные методы и технологии. Для того чтобы деятельность тьютора была более продуктивной, он должен осознавать ресурсы свободного выбора, которыми может обладать ученик в конкретном школьном пространстве. Поэтом мы посчитали целесообразным  ввести понятие степени жесткости школы.

 Под степенью жесткости школы мы будем понимать возможность участия учащихся,  преподавателей, родителей в выборе подхода к получению учащимися обязательного и дополнительного образования на базе данной школы.

Деятельность тьютора должна включать в себя оценку степени жесткости школы. Чем выше степень жесткости школы, тем меньше у учащихся ресурсов свободного выбора. И, наоборот, чем ниже степень жесткости школы, тем больше для учеников предоставляется возможностей для самореализации и саморазвития.

Как тьютору определить степень жесткости школы? Как выявить ресурсы свободного выбора? Тьютор, с нашей точки зрения, должен начинать с оценки образовательной программы школы (ОПШ) по отношению к классу, в котором учится его подопечный. Мы создали следующую модель.

         ОПШ (образовательная программа школы) по отношению к каждому классу определяется набором следующих элементов:

ОПШ = (P, s, c, d), где

P – набор учебных  предметов, обязательных для изучения в общеобразовательной школе (алгебра, геометрия, русский язык и т.п.),

s – набор дополнительных учебных предметов, предлагаемых школой, не входящих в обязательный государственный перечень, но для учащихся  конкретной  школы  являющихся обязательными (например, хореография, анализ текста, валеология и т.п.),

с – набор дополнительных учебных предметов, предлагаемых школой,  выбираемых учащимися и являющихся обязательными для изучения в течение оговоренного времени (элективы, факультативы и т.п.),

d – набор дополнительных учебных предметов, предлагаемых школой, выбираемых учащимися и не являющихся обязательными для регулярного посещения (кружки, студии, секции и т.п.).

 

         Для определенного учебного класса школы характерен свой набор P (на данный момент он является инвариантом). Наборы s, c, d  определяют специфику школы. Набор P  конечен, т.е. имеем: Р1, …., Рi.  Для конкретного элемента этого набора, назовем его Рt, характерен различный набор программ (рекомендованных Министерством образования, находящихся на апробации, авторских и т.п.), т.е. получаем Pt (1,…i). Следует также учесть время, затрачиваемое на изучение, а также место проведения занятий. Получаем усложнение структурного элемента.

         Аналогичные рассуждения можно провести и для наборов s, c, d.

         Обобщив вышесказанное, получаем:

 

ОПШ = ([(P1 (1,…i), … Pk (1,…i)), (m1, …, mz), (t1,…tk)], [(s1, …, si),, (m1, …, mk),  (t1,…tk)] , [(c1, …, ci), (m1, …, mk)] , [(d1, …, di,), (m1, …, mk), (t1,…tk)]), где

Pt – учебный  предмет, обязательный  для изучения в общеобразовательной школе, где 1-к – количество обязательных предметов, (1-j) – количество возможных программ для выбора в конкретном учебном предмете,

 mv – место обучения, где 1-z – количество возможных мест обучения,

ti – время, затрачиваемое для освоения программы,

sr  -  дополнительный   учебный предмет, предлагаемый  школой  для обязательного изучения учащимися,

cx  - дополнительный  учебный предмет, предлагаемый  школой, выбираемый учащимися и  являющийся после выбора обязательным для посещения в течение оговоренного времени,

dqi – дополнительный учебный предмет, предлагаемый школой, выбираемые учащимися и не являющийся обязательными для регулярного посещения.

         Степень жесткости по каждому элементу структуры ОПШ для учителя и учащегося может быть различной. Так, например, категория выбора программы по учебной дисциплине [Pf (i), (mf)] для учащегося чаще всего имеет высокую степень жесткости, тогда как для учителя данная категория может иметь низкую жесткость, т.е. учитель может выбрать и программу, и место проведения занятий.

Понимание тьютором степени жесткости школы, точек жесткости позволяет ему помочь ученику создать более продуктивную индивидуальную образовательную программу (ИОП).

Очевидно, что чем ниже степень жесткости школы,  тем больше образовательные  потребности и интересы учащегося проявляются при создании ИОП. Чем выше уровень аналитической деятельности тьютора при работе с моделью, тем более продуктивной получается ИОП.

Новая гуманитарная школа классифицирует себя как школа средней степени жесткости, ближе к нижней. Учебный план и расписание школы строится исходя из следующих компонентов:

1) обязательные базовые  дисциплины, с предусмотренным минимальным количеством учебных часов (высокая степень жесткости);

2) самостоятельный выбор элективов, факультативов (2-3) с обязательным посещением до конца года (средняя степень жесткости);

3) при необходимости самостоятельный выбор дополнительных занятий с обязательным посещением до оговоренного срока (средняя степень жесткости);

4) самостоятельный выбор кружков, секций в школе и за ее пределами с необязательным посещением (низкая степень жесткости);

5) самостоятельный выбор кружков, секций вне школы, влияющих на составление индивидуального учебного расписания ребенка (низкая степень жесткости).

К пункту 2. Ученик может выбрать элективы  и факультативы предметной направленности (углубленное изучение русского языка, математики, физики  и т.п.), творческой направленности (стихосложение, журналистика и т.п.), элективы, направленные на формирование личности (самоопределение, антиманипуляция, развитие мышления и т.п.). Выбор остается за учащимся.

В начале года тьютор помогает ученикам заполнить анкету, в которой ученик знакомится с названием обязательных учебных предметов, которые он будет изучать, количеством часов, которые будет тратить на них, со списком элективов, факультативов, кружков, секций, творческих мастерских, а также с правилами выбора. Тьютор помогает ученикам сделать индивидуальный выбор, сохраняет информацию у себя, подает данные в координационный центр. На основе анализа полученных данных составляется расписание школы и ученика.

В старших классах для учащихся понижается степень жесткости пункта 1, появляется возможность влияния на фактор времени (в сторону как уменьшения, так и увеличения). Тьютор помогает осознать ученику, какие предметы для него являются профильными, а какие нет, по каким учебным предметам следует увеличить учебную нагрузку, а по каким, наоборот, снизить, какие выбрать экзамены,  какие могут требоваться умения для выбранной профессии, в каких родах деятельности на базе школы и вне её можно их развить. На основе анкетирования, анализа, бесед для каждого учащегося составляется индивидуальный учебный план, который регулярно корректируется в зависимости от изменяющихся образовательных и мотивационных потребностей ребенка.

 






Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования