Новая гуманитарная школа     |     home    |     Методика обучения
Новые технологии   |   Гуманитарный подход в НГШ   |   Зачеты
Новые технологии
Новые технологии: возможности и результаты.
Новая гуманитарная школа.

Богин В.Г., Вдовина С.И.

Использование видео- и аудиотехники
для развития общеучебных умений учащихся:
 рефлексии и организации собственной деятельности.
(Модернизация современного образования: теория и практика. Сборник научных трудов/ Под ред. И.М.Осмоловской, сост. Л.Б.Прокофьева, Г.А.Воронина – М.,ИТиИП -АО, 2004.)
I
ОБОСНОВАНИЕ
(суть метода и его актуальность для школы)

     Одним из ресурсов повышения качества образования является выведение ученика в позицию субъекта обучения. Другими словами, эффективность обучения заметно возрастет, если ребенок начнет осмысленно работать над своим развитием, начнет стремиться самостоятельно находить и устранять свои ошибки - при письме, в речи, в организации собственной деятельности. Для этого ему необходимо научиться исследовать, анализировать собственную деятельность на предмет выявления своих ошибок, чтобы их в дальнейшем не делать, и своих достижений, чтобы  их зафиксировать и воспроизводить.

Но для того чтобы что-либо исследовать, нужно иметь перед собой объект исследования. Соответственно, для того чтобы человек мог исследовать собственную деятельность - собственное мышление, собственную речь, нужно отделить эту деятельность от исследователя, от самого себя, и «положить» ее перед собой.  Взрослый человек с развитой рефлексией может рассматривать себя  и свою деятельность как объект исследования; ребенок этого делать не может; нужно реально отделить его деятельность от него самого и в буквальном смысле «положить ее вовне» от самого ребенка, другими словами, объективировать.
В стандартной системе обучения  для ребенка объективируется только его письменная речь. То, что ребенок написал в тетради, в прямом смысле существует отдельно от него самого, и, таким образом, ученик, при условии получения им критериев анализа и оценки, может проанализировать, оценить, а затем исправить и улучшить собственные речевые и мыслительные действия. При этом нужно отметить, что даже эта форма деятельности, при том, что ее результаты существуют отдельно от ученика, недостаточно отчуждена от него самого: часто ребенок находит в письменной работе соседа ошибки, которые он не видит в своей собственной тетради.
С другими формами деятельности (устная речь,  работа на уроке, совместная групповая деятельность, поведение в группе) подобную процедуру осуществить еще сложнее. В частности,  ученик (который, как мы знаем, достаточно часто даже читает в своей письменной работе не то, что он там написал, а то, что он собирался написать) в еще большей степени склонен заблуждаться относительно собственной устной  речи и поведения. Ребенок, как правило, не может адекватно отследить и оценить, что и как он сказал, что и как он сделал на уроке или в других учебных или неучебных ситуациях.
Критически относиться к деятельности других людей, исследовать других, чужую деятельность дети довольно часто умеют делать, но при этом они, как правило, не умеют критически относиться к собственной деятельности.
Ребенок не умеет «смотреть на себя», поэтому заменяет это «смотрение» знанием о себе, которое берется из разных источников - мнение учителя, родителей, одноклассников (со всеми вытекающими последствиями - от комплексов до завышенной самооценки).
Вот достаточно стандартная картина урока - пересказ параграфа: Петя выходит, отвечает, получает «3»; затем выходит Таня, которая, с точки зрения Пети, делает то же самое, но  получает «5»; Петя не может понять разницы, так как он слышал только Таню и не слышал себя, поэтому он воспринимает оценку учителя либо как придирку к себе, либо как нечто фатальное и необъяснимое. Услышать  свой собственный, а не только чужой ответ, сравнить  и оценить их ребенку позволяет предъявление ему  магнитофонной записи его собственного ответа.
До тех пор пока его собственная устная речь, его собственные действия, его собственное мышление не станут для него объектом исследования, ученик не сможет выступать активным участником процесса собственного обучения, «субъектом обучения»,  в терминологии системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова.
Магнитофон и видеокамера в буквальном смысле являются техническими средствами организации рефлексии; они позволяют ребенку увидеть самого себя как другого;  этого «другого» можно исследовать, критиковать, и благодаря этому понять, что хорошо, а что - плохо, и, следовательно, не надо будет ребенка  убеждать, что хорошо и что  плохо, поскольку можно научить его видеть это самому.

II
ТЕХНИЧЕСКАЯ СТОРОНА ВОПРОСА
(способы использования аудио- и видеотехники для организации рефлексии и преимущества данных способов для повышения эффективности процесса обучения)

1. В НГШ широко практикуется следующая форма работы: ученики класса получают абсолютно стандартное домашнее задание, например: прочитай текст параграфа и устно ответь на вопросы к нему, подготовь выразительное чтение отрывка,  подготовь устный ответ по такой-то теме и т.п. На этом стандартность формы работы заканчивается, так как ученик должен подготовленный ответ записать на диктофон.  
На следующем уроке в качестве выполненного домашнего задания ученики сдают кассеты с записью. Учитель не вызывает ученика к доске, а ставит в магнитофон кассету, и все ученики, включая автора текста, должны не просто выслушать записанный ответ, но проанализировать его, оценить и уметь аргументированно доказать свою оценку (критерии оценки даются учителем, но в дальнейшем, как правило, дополняются самими учениками).
В школе практикуется еще и такая форма работы: учитель дает детям следующее  задание - прослушать собственную запись и оценить ее; одновременно эта же запись дается двум-трем другим ученикам класса с тем же заданием. Если в результате окажется, что оценки сильно различаются, то эта запись заслушивается в классе и выносится на общее обсуждение. Такая форма работы способствует развитию умения объективно оценивать свою речь.
Преимущество данной технологии.
 «Испокон веков» устные домашние задания выполняются следующим образом: ребенок читает заданный текст, в процессе чтения у него возникает ощущение, что он может ответить на все вопросы, а следовательно, с его точки зрения, к уроку он готов. Но ребенок, как правило, не проговаривает свой ответ, не проверяет себя; и если случайно мама или бабушка не решат его проверить, он узнает о том, готов он к уроку или нет, в лучшем случае уже стоя у доски, а в худшем случае - никогда. А чаще всего, особенно в средней и старшей школе, устные домашние задания ученик, как правило, не готовит, так как, например, «его уже спрашивали на прошлом уроке».
Предлагаемая технология имеет следующие преимущества:
1) немедленно выявляются те ученики, которые не готовились вообще;
2) учитель может проконтролировать всех детей, которых захочет, а не только тех, которых успел. Если он не проконтролирует все ответы, то в любом случае каждый ребенок к этому ответу подготовился и этот ответ осуществил; при этом  те три-четыре ученика, ответы которых будут заслушаны в классе,  получат ни с чем не сопоставимый опыт анализа своей речи как чужой;
3) устный ответ, записанный на магнитофонную пленку, имеет еще одно преимущество. Учить анализировать чужую устную речь начинать надо достаточно рано - еще в 3-4 классах; если устный текст содержит больше 3-4 предложений, то третьекласснику или четверокласснику достаточно трудно удержать его в голове с одного прослушивания, а конспектировать он еще не умеет. Записанный на пленку устный текст можно прослушать 2, а то и 3 раза, чтобы ребенок имел возможность его анализировать;
4) ребенок, который хотя бы раз имел опыт прослушивания собственного ответа, звучавшего в классе в магнитофонной записи, практически всегда после этого начинает прослушивать запись своего ответа дома, критически к нему относиться и переписывать эту пленку неоднократно, поскольку может реально спрогнозировать, как этот ответ будет выглядеть в классе. Все это очень благотворно сказывается на развитии его устной речи, так как значительно повышается мотивированность, тщательность и в целом качество подготовки устных заданий:  ребенок начинает анализировать свою речь не только тогда, когда она звучит в записи, но и когда она звучит «вживую»; постепенно  ребенок учится совмещать два процесса - произнесения устного текста и его оценки.

2. На уроках в НГШ магнитофон постоянно включен на запись, что позволяет в любой момент урока, если это необходимо, вернуться к тому, что только что прозвучало и «исчезло», как воробей, который «вылетел - не поймаешь». Эта форма работы очень эффективна для разрешения споров - «а он этого не говорил»,  «а я сказал совсем другое» и т.п. Ведь в дискуссии ребенок часто слышит не то, что он на самом деле сказал, а то, что он хотел сказать, и не понимает, почему его не могут понять окружающие.
В старших классах запись урока-объяснения очень удобно использовать для того, чтобы пропустивший этот урок ученик мог без дополнительных занятий освоить то, что было пройдено, и не отстать от остальных учеников.
Нельзя все формы устной речи сводить к записи на магнитофон. Ребенок должен учиться  выступать перед аудиторией, не имея возможности «стереть» и «переписать» неудачный фрагмент своего выступления. Если это выступление было неудачным или недостаточно удачным, то наличие магнитофонной записи урока предоставляет возможность дать такому ученику следующее задание: снять с пленки стенограмму своего выступления. Далее с этой стенограммой можно осуществлять следующие виды работы: а) отредактировать ее (вставки и исправления делаются курсивом); б) отредактировать ее с комментариями; в) написать рецензию или критический анализ с обобщением собственных ошибок, выявлением их причин и т.д. Как правило, работу с такой стенограммой осуществляет сам автор выступления, но можно дать это же задание другим ученикам класса.
Преимущество данной технологии.
Данная технология дает возможность делать то, что при традиционных формах обучения никогда не удавалось делать, а именно: переводить «живую» речь в формы, при которых возможны ее анализ и коррекция.

3. В НГШ достаточно часто проходят зачеты или зачетные уроки (индивидуально или фронтально) по той или иной теме. В настоящее время зачеты, как правило, записываются на видеопленку, но все описанное ниже можно осуществлять и при аудиозаписи. Ученик, чьи действия на зачете были не вполне удачны, садится за компьютер (все видео- и аудиозаписи хранятся в школьной локальной сети) и осуществляет анализ в одной из нижеперечисленных  форм:
1) прокомментируй свои действия на зачете (именно действия, то есть паузы, жесты, мимику, а не только собственно речь): что ты делал, почему ты это делал и как ты это оцениваешь;
2) напиши комментарий: что хотел проверить учитель, когда он задавал те или иные вопросы или давал тебе эти задания  (в том числе задания-«ловушки») и оцени,  насколько адекватно ты отвечал и выполнял эти задания;
3) напиши,  что продемонстрировал данный зачет: что ты знаешь, в чем ты путаешься, чего ты совсем не знаешь, и выстави себе оценку;
4) напиши план своих дальнейших учебных действий: что тебе нужно будет сделать, чтобы следующий зачет сдать на «отлично».
Если ребенок еще не умеет осуществлять такой анализ, то ведущий учитель садится рядом с ним. Опыт показывает, что такую работу с помощью учителя могут проделать уже третьеклассники.

4. В НГШ осуществляется обучение детей групповым (командным) формам работы. Как правило, это происходит следующим образом. Группе детей одного или разных возрастов дается достаточно сложное проектное или исследовательское задание, выполнить которое в одиночку за отведенное время невозможно. В процессе выполнения такого задания детей обучают занимать такие позиции, как «организатор», «критик», «генератор идей», «аналитик»» и т.д. Процесс выполнения этого задания записывается на пленку, а затем дети, участвовавшие в этой работе, совместно с учителем смотрят запись и отвечают на вопросы такого типа: «Почему ты не слушал этого человека, а пытался перекричать его и доказать свою мысль?»; «Что ты делал, когда ты не давал ничего сказать Володе?»; «Почему явно продуктивная идея Сережи осталась незамеченной?»; «Почему дискуссия не привела к решению проблемы?» и т.д.
Преимущество данной технологии.
Данная форма работы позволяет ребенку «увидеть» (рефлексировать) свою деятельность, анализировать свои и чужие действия, фиксировать собственные ошибки со стороны даже в большей степени, чем мог бы это сделать взрослый человек, который долго учился осуществлять рефлексию и достиг высочайшего уровня. Опыт школы еще недостаточен, чтобы сказать, насколько революционной для развития личности является практика осуществления такой искусственно организованной рефлексии с детьми 9-10 лет.

5. В НГШ, как и во всех других школах, существует практика открытых уроков и последующего обсуждения их на заседаниях методобъединений. Описываемая технология позволяет оптимизировать проведение и обсуждение открытых уроков.
Несколько уроков учителя записываются на видеопленку, после чего он выбирает тот урок, который ему кажется наиболее успешным и типичным, и выносит его на обсуждение.
Преимущества данной технологии:
1) «открытые уроки» проводятся без присутствия на уроках большого числа посторонних взрослых, которые сковывают детей и учителя; а к камере и дети, и учитель привыкают быстро;
2) учитель может минимизировать количество случайных и нетипичных ошибок и  продемонстрировать то, что он действительно может, а не то, что у него получилось из-за случайного стечения обстоятельств;
3) поскольку урок, записанный на пленку, можно посмотреть еще до обсуждения, а также можно в процессе обсуждения возвращаться к тому или иному фрагменту урока, причем неоднократно, урок становится не только объектом наблюдения, но и объектом исследования, что очень существенно повышает ценность результатов этого исследования  как для учителя, проводившего этот урок, так и для других членов методобъединения;
4) наиболее удачные или интересные в методическом плане фрагменты уроков пополняют собой «видеокопилку» методических находок, что является отличным средством для  обучения молодых учителей.

6.  В НГШ принято считать, что родители являются полноправными участниками педагогического процесса. Но для того чтобы родители действительно могли принимать полноценное участие в процессе обучения и воспитания своего ребенка как ученика, необходимо, чтобы родители имели возможность видеть своего ребенка в процессе обучения, а не только в домашней обстановке.
Поэтому в НГШ  к очередной встрече с родителями  того или иного ученика делается подборка фрагментов видеосъемок уроков, зачетов, внеклассных мероприятий,  в которых их ребенок ярко проявил себя как с положительной, так и с отрицательной стороны. Таким образом, родители могут обсуждать с ребенком его успехи и неуспехи не «понаслышке», а имея непосредственное представление о том, как он учится и ведет себя в школе.
Преимущество данной технологии.

Описываемая технология  (особенно в видеоварианте) реально позволяет создать  триаду «ученик-учитель-родитель»: ведь родители, как правило, видят своего ребенка только в одной обстановке - в домашней - и лишены возможности увидеть его в социуме. Поэтому очень часто родители воспринимают то, что говорит учитель, как предвзятое мнение и придирки к ребенку; в лучшем случае, родитель полностью руководствуется в своих действиях мнением учителя, тем самым,  дублируя его роль, в результате чего триады также не возникает. Предъявление родителям фрагментов аудио- и видеозаписей снимает эту проблему,  и иногда необычайно быстро.
 Кроме того, бывает и так, что родители недооценивают как успехи, так и неуспехи  своего ребенка,  а похвала учителей или их критические замечания  не создают у них адекватного представления о реальном положении дел. Соответственно, родители с недостаточным вниманием относятся как к успехам, так и к недостаткам своего ребенка. Получив непосредственный опыт наблюдения за действиями своего ребенка, родители могут относиться непосредственно к этому опыту, а не к мнению учителей, что делает их оценку намного весомей для ребенка, - ведь теперь это действительно мнение его родителей о нем самом, а не о том, каким он выглядит в глазах учителей.


7. Последнее время в школе осваивается еще одна новая форма работы - создание учеником своего «видеопортфолио», в котором сохраняются его «звездные часы». Ребенок сам отбирает фрагменты уроков или внеурочных мероприятий, в которых он, с его точки зрения, действовал наиболее успешно, и сохраняет их в специально созданной директории или на CD-диске. Такая работа помогает ребенку, особенно с заниженной самооценкой, поверить в свои силы; помогает найти и запомнить образцы своих действий, которым он в дальнейшем хотел бы следовать. Кроме того, такое «собирательство» позволяет закрепить в сознании ребенка положительный образ самого себя в качестве эталона, образца, нормы деятельности. Мы надеемся, что зафиксированный в сознании образ «себя-хорошего», «себя-дисциплинированного», «себя-умного» поможет ребенку реже отклоняться от этой нормы.

III

РЕЗУЛЬТАТЫ


Дети начинают обращать больше внимания на свою устную речь.  Если устный ответ записан на магнитофон и ребенок слушает собственную устную речь как чужую, то возникает возможность ее исследовать и корректировать. Опыт школы показывает, что дети, которые неоднократно проделывали подобную работу, в дальнейшем демонстрировали способность осуществлять рефлексию уже без помощи технических средств обучения,  при этом достаточно быстро у них существенно улучшалась речь - как устная, так и письменная (последнее связано в первую очередь с расширением практики редактирования собственных текстов).

Дети начинают корректировать свое поведение и деятельность в социальных ситуациях (тон, интонацию, силу голоса, выбор лексики; а в случае применения видео -  мимику, жестикуляцию, позу и т.п.).

Существенно улучшается качество домашней подготовки устных заданий. И соответственно, усиливается эффективность обучения:  если раньше к «устным предметам» готовились от случая к случаю (высчитывая, как правило безошибочно, когда «спросят»), то теперь готовятся практически все и всегда. Следствие этого - большая системность знания.

Повышается мотивация, причем это касается не только качества устной речи, но и  учебы в целом: ребенок начинает отчетливо видеть (ведь если раньше ему говорили другие - и конечно же обманывали! -  то теперь он САМ видит!), как выглядит со стороны его публичный ответ, и не хочет выглядеть дураком.
 Во многом снимается «извечная» педагогическая проблема: родители, учителя и др. взрослые говорят ребенку: «Ты делаешь плохо!» - а ребенок, который не умеет посмотреть на себя, на свою деятельность как на объект исследования и объект самоанализа, и имеет предвзятое знание о себе, им не верит, поскольку для него это есть «мнение», а не «факт». Включение новой технологии превращает ребенка из оппозиционера в процессе собственного воспитания в полноценного члена триады «учитель - ученик - родитель»; особенно это касается подростков. Последние перестают обижаться и «качать права», получив невысокую оценку, а стараются разобраться, что они сделали не так, поскольку научились отделять свою деятельность от себя и готовы в стать по отношению к ней в исследовательскую позицию.

Соответственно, происходит обучение исследовательской деятельности, обучение рефлексии, самоанализу; обучение умению отказываться от предвзятости, субъективности, критически относиться к своим действиям.

Существенно усиливается обратная связь и информированность учителя об уровне знания, подготовленности к урокам (прилежания) учащихся, а следовательно, появляется возможность вовремя среагировать на проблемы детей, которые раньше могли доходить до учителя уже в запущенном и практически малоисправимом виде.

У ребенка появляется опыт, а затем и навык практической работы над коррекцией и организацией собственной устной речи (редактирование, планирование) и деятельности (проектирование, планирование). Этот опыт и навык трудно переоценить в плане его значимости в дальнейшей жизни ребенка.
********************************  


                                                                                                                                                                                                                                                                                                           





Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования