НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА · №2, 1994.

 

 

ЛЮБОВЬ И ТАНКИ В ЧИСТОМ НЕБЕ

 

 


Шестилетний ребенок уже имеет ог­ромный жизненный опыт. На своих уро­ках я не стараюсь делать из каждого уче­ника художника, а стараюсь помочь худо­жественно осмыслить его собственный жизненный опыт, создать ситуации, в ко­торых ребенок вспомнил бы то или иное переживание, снова «прожил» его и вы­разил на листе бумаги. Помочь же в этом ребенку можно, во-первых, формируя эмоционально-ценностное отношение к миру; во-вторых, развивая творческую активность каждого ученика; в-третьих, помогая ребенку освоить ряд художест­венных навыков, умений, способов дея­тельности.

Программа для шестилетних детей «Природа и Художник» (автор Т. А. Копцева) ставит своей целью сформировать у ребенка целостное представление о природе как о живом организме.

В первой четверти мы с ребятами вспоминаем много раз виденное - небо, землю, деревья, воду и отражение в ней, травы, цветы, плоды. Учимся видеть те краски, линии, формы, которые создает сама Природа-Художник.

Во второй четверти размышляем об обитателях земли, неба, моря, о мире жи­вотных, рыб и птиц.

В третьей – пробуем себя уже в качест­ве художников, не только умеющих уви­деть, подметить что-то необыкновенное вокруг себя, но и создать нечто невидан­ное, небывалое. Представляем себя Ли­липутами, Великанами, обитателями Се­рого, Теплого или Холодного царства.

Завершает учебный год очень слож­ная работа над образами природы: «Ут­ро», «Вечер», «Полдень солнечного дня», «Ночь». Но самая замечательная программа – только повод для творческого, авторско­го прочтения каждого урока. Мои шести­летки - чудесные ребята, но слушать учи­теля два часа подряд утомительно. А вот для путешествия в страну волшебных красок, в гости к Королеве-Кисточке и Принцу-Карандашу этого времени даже не хватило.

 

Вот один из первых уроков. Его целя­ми намечалось:

1) обратить внимание ребят на легкость и красоту неба; вспомнить, как много разных состояний неба им уже известно; развивать наблюдательность,  воображе­ние; формировать представление о небе как о живом организме;

2)   формировать смелость суждений, уникальность видения каждого;   разви­вать способность фантазирования; пре­одолеть робость при смешивании красок;

3)   научить смешивать краски (жел­тую, синюю, красную) с белой; освоить основные приемы работы кистью.

Прозвенел звонок. Ученики рассе­лись вокруг стола. И тут же на столе появ­ляется прелестная Королева-Кисточка и щеголеватый Принц-Карандаш. Гостья взволнованно рассказывает, что на небо ее королевства пролилась огромная бан­ка черной туши, и как волшебные краски ни старались исправить положение, с черной тушью справиться не смогли. По­этому Королева просит юных художни­ков Глеба, Валю, Богдана и Юру помочь ей спасти небо красочного королевства.

Богдан, завороженно глядя на Кисточку в короне и красивом платке, протягивает руку: «Можно, я ее подержу? А по­рисовать ею можно?». Уговариваем молодого человека рисовать обыкновенной кисточкой, а нашу высокопоставленную гостью просто подержать в руках и внимательно послушать.

Королева в это время подробно объ­ясняет ребятам, для чего и как нужно опо­ласкивать «роскошные» хвостики учени­ческих кисточек, как осторожно следует окунать кисти в краску, как оставить кра­сивый след-мазок на бумаге.

Можно начинать?! Конечно, но толь­ко Королева точно помнит, что в ее коро­левстве небо «включало» в себя желтую, красную, синюю и много белой краски.

Мы открываем названные цвета, и ра­бота началась. Королева подбадривает юных художников. Принц-Карандаш едва успевает подписывать произведения.

«Все! Я уже два неба нарисовал. Ус­тал», - говорит Глебушка.

«Конечно, конечно! Нам нужен от­дых», - восклицает Королева-Кисточка и тут же предлагает несколько слайдов с картин художников и снимков неба в раз­ных состояниях.

Отправляемся смотреть слайды. И здесь по поводу каждого изображения - настойчивые вопросы Королевы: «Какое небо? Какое настроение хотел передать художник? О чем рассказывают нам, зри­телям, небесные краски?».

Валя восторженно вскрикивает: «Это тревожное небо!» Глеб: «А это стра-а-ашное...» Реплики: «Светлое», «Бурные облака», «Как у меня - желтое небо».

        Мы возвращаемся к столу, и появля­ется следующий ряд работ. Теперь уже краски смешиваются более осмысленно, чем в первой половине урока.

Завершается «живописная» часть за­нятия. Мы закрываем краски, убираем ра­бочие места. Но есть еще время, и Принц-Карандаш объявляет о начале рисовального диктанта (есть такая игра в слова с их изображением). Мы пригла­шаем  присоединиться к нашей игре и ку­ратора Дмитрия Ивановича, и пришед­шую немного раньше маму Глеба. Я гово­рю: «Ежик», - и считаю до десяти; и все рисуют ежа. Ребята называют свои сло­ва: «танк», «военный ко­рабль». Рисую, считаю, но когда подходит очередь снова говорить, называю слово «любовь». Называю, чтобы подчеркнуть значи­мость этого состояния ду­ши, чтобы выстроить оппо­зицию войне и разруше­нию. Глеб рисует силуэт женщины, Дмитрий Ива­нович - водопад, а вот ри­сунок Вали нас всех пора­зил - два овала лиц (с длин­ными и короткими волоса­ми), прижавшихся друг к другу, на тон­ких, словно вытянутых шеях; туловище до пояса без рук, а на лицах - только глаза: вокруг черных точек зрачков - оранжевое свечение... И какой-то очень трогатель­ный наклон этих фигурок. Они словно плывут или парят...

Звенит звонок. Кажется, много успе­ли...

 

Оксана РОЖАНЧУК,

преподаватель

 изобразительного искусства.


 






Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования