НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА · №2, 1994.

 

 

ЧАРЛИ ЧАПЛИН И ТАНЦУЮЩИЕ  ЗОНТИКИ

 

 


Самое главное, на что направлена ав­торская программа «Музыка, движение и танец», это то, что, развивая, обучая и воспитывая в ребенке определенные психофизические качества, музыкально-пластические способности, она может помочь ребенку реализовать свой внут­ренний духовный потенциал и творче­ские возможности.

Весь комплекс направлений, разде­лов и тем предмета рассчитан на посто­янное включение образного пластиче­ского воображения ребенка.

Например, необходимо выработать у ребенка выворотность стопы. Для этого не обязательно сразу ставить ребенка в 1-ю или 2-ю позицию, а попытаться от­дельными заданиями подвести ребенка к этой задаче. Все знают, как ходит Чарли Чаплин. Он ходит пятками вперед, а не носками. Или можно положить детей на пол, попросить их, чтобы они согнули ко­лени и соединили стопы. А теперь пред­ставьте, что вы лягушка и вы после сна потягиваетесь своими лапками. Вот и вы­воротность.

Когда ребенок научится некоторым классическим позициям, можно попы­таться соединить эти умения в какое-то образное или сюжетное упражнение.

Например, «кукольный домик», в ко­тором живут три куклы: резиновая, тря­пичная и механическая.

В каждой игрушке есть свой характер движения, его определенное специфиче­ское качество. Дети решают в этом уп­ражнении сразу несколько задач:

- упругость, растянутость действий и движений;

- расслабление, снятие мышечных зажимов;

- острота, рельефность положения тела, его ракурсы, позиции и, конечно же, проверка определенных навыков, полу­ченных на предыдущих занятиях.

Или в теме «Развитие быстроты реак­ции и координации движений» мы ис­пользуем следующие упражнения. «Стре­ла» - я имитирую летящую стрелу движением руки и хлопка, а дети должны от этого хлопка, как от летящей стрелы, уйти быстро влево или вправо, вниз или подпрыгнуть... Или упражнение «перевертыши». Педагог дает и показыва­ет несколько конкретных движений (присесть, подпрыгнуть, уйти вперед или назад, вправо или влево), а дети должны попытаться сделать все наоборот.

Такой подход применяется практиче­ски ко всем темам и разделам предмета. Сам урок можно проводить как сказку, как некую историю, т.е. дать внешнюю сюжетную канву, благодаря которой ребенок пытается целостно воспринимать комплекс разных по характеру, качеству, ритму, темпу движений и действий.

В начале урока педагог объявляет, что урока не будет, а мы с вами отправляемся в очень увлекательное путешествие. Пе­ред путешествием мы должны немного подготовиться (педагог дает комплекс подготовительных упражнений), а теперь сядьте, сгруппируйтесь и по моему хлоп­ку попробуйте прыгнуть так, как будто вы - вылетающая ракета. (Если не получает­ся у детей «вылетать как ракета», педагог им показывает.) И вот наша ракета при­землилась в стране «Лилипутия и Великания», вы стали маленькими (переме­щаться на корточках, бедрах, полусидя) и большими (вытягиваться наверх и делать большие шаги прямыми ногами).

И вот началась борьба между велика­нами и лилипутами - большие хотят на­ступить на маленьких, но великаны боль­шие и неповоротливые, а лилипуты ма­ленькие и увертливые, могут убежать от великанов.

Оставим пока лилипутов и великанов и полетим на другую планету. Планета «Волшебных превращений». Вы сейчас медведь, а потом вдруг стали кипарисом или кошкой. (Дети пытаются выразить своими движениями тот или иной образ, а затем педагог просит непрерывно пре­вращаться из одного персонажа в другой. Педагог пытается добиться, чтобы дети почувствовали единую линию движения перехода из одного характера, качества движения в другой.)

А вот мы с вами оказались на дворцо­вом празднике французского короля Карла V. Все двигаются изысканно, не­много вычурно. (Перед этим на предыду­щих уроках мы занимались танцевальны­ми, этикетными движениями XV века.) Придворные короля встречают его поч­тительным поклоном и продолжают тан­цевать и общаться.

«Путешествия» можно давать другие на следующих уроках, или это могут быть не только путешествия, а отдельные об­разы и персонажи и их сюжетная жизнь на уроке.

Главное в таких заданиях-сказках проследить два основных момента:

1) насколько правильно и четко усваивается детьми материал предмета. Как одно направление, тема соединяется с другим. Насколько их тела становятся бо­лее чуткими и подвижными к различным сменам движений, темпа, ритма, качест­ва действия;

2) насколько ребенок подготовлен к свободному пластическому выражению тех или иных творческих задач. Поясню эту мысль.

Отдельными и образными упражне­ниями мы постоянно будим в ученике его эмоциональную память, его старый опыт увиденного, услышанного и усвоенного ранее. Это путь к более легкому и эмоци­ональному усвоению нового учебного материала.

Более сложная задача – подвести уче­ника к созданию совершенно новых пла­стических образов, побудить его к насто­ящему сочинительству. Ведь электриче­ского робота или лягушку они способны показывать почти все, а вот для того что­бы выразить через свое тело пластику танцующего зонтика, или умирающего скорпиона, или мирового лентяя, необ­ходимо быть сочинителем, а не просто хорошим исполнителем.

За шесть лет работы с детьми (в музы­кальном театре юного актера, в некото­рых авторских школах) собран разнооб­разный материал, отработаны и продол­жают отрабатываться определенные при­емы и методы работы в этой области пла­стического воспитания ребенка, которые входят в программу «Музыка, движение и танец».

 

Мария РАЗНОЧИНЦЕВА,

преподаватель

музыкальной пластики Новой гуманитарной школы.


 






Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования