НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА · №2, 1994.

 

ПОЧЕМУ НАДО ПРЕПОДАВАТЬ БРИДЖ

 

 


Для россиян это действительно воп­рос. Бридж у нас неизвестен. Разве что какой-нибудь вариант «ялтинского дура­ка» обзовут бриджем, а потом удивляются - почему это с ним так носятся? И приходится, как обычно, апеллировать к ста­рушке Европе. А там ежегодно в Амстер­даме проходит недельный семинар для школьных учителей бриджа. Со всей Ев­ропы съезжаются перенять новые про­грессивные методики французских и голландских теоретиков обучения. В Ев­ропе с 1994 года будет проводиться чем­пионат среди школьников.

Учат, конечно, не только школьников. Так, в академиях НАТО бридж является обязательной дисциплиной. Бридж стал неотъемлемой частью культуры западно­го общества. Общепризнано, что бридж – это  модель жизни. Разобравшийся в бридже в этом мире уже не пропадет.

Что такое игра? Вы должны действо­вать по некоторым законам, навязанным обществом, но в рамках этих законов вы свободны в принятии решения. И чем бо­лее игра интеллектуальна, тем более она адекватна жизни.

Почему тогда не шахматы? «Шахматы расцветают там, где задавлена мысль» - это слова Алехина, объясняющие, поче­му карты у нас были запрещены. Вы, ко­нечно, читали Эдгара По, «Убийства на улице Морг». Обратите внимание на не­большое эссе о шахматах, висте (прооб­разе бриджа) и интеллекте (в начале рас­сказа). Я надеюсь, что ваши сомнения рассеются.

К тому же карты всегда магическим образом притягивали и детей, и взрос­лых. Пусть уж лучше будет бридж, чем «очко»! Бридж содержит жесткие этиче­ские рамки, исключающие мошенниче­ство. Этика, конечно, не только в этом, но только в бридже она является краеуголь­ным камнем.

Я вас убедил? Ну, может быть, хоть поколебал ваше предубеждение к кар­там?! Тогда берите колоду и идите к де­тям!

Вы не умеете играть в бридж? А это и не страшно. Бридж - вершина. Восхожде­ние на нее не бывает быстрым. Сначала необходимо подготовить снаряжение, обучиться навыкам, потренироваться на горках, а уж потом...

Не забудьте о родителях. В прошлом году одна девочка, увидев карты, убежала к дверям - ей мама запрещала даже при­касаться к картам (кстати, она оказалась отстающей по всем предметам).

Я начинаю с пасьянсов. Простейший – «Клондайк» («Косынка») совсем не прост для первоклассника. Он практически впервые сталкивается с необходимо­стью сознательного выделения призна­ков для классификации в процессе сопо­ставления различных вариантов переста­новки карт. Такая работа (а для него – игра) заставляет приучаться к концентра­ции внимания. А это вообще альфа и омега преподавания – будет внимание, будет и обучение.

Затем пасьянсные игры, - лучшая   сре­ди них, по моему мнению, - это «Лео­пард», разработанная Робертом Абботом из Нью-Йорка. В середине  60-х годов эта игра покорила Америку и Европу.

В процессе освоения игр необходимо вызвать в учениках интеллектуальное со­перничество. Лучшим способом являет­ся турнир - каждый играет с каждым. Ме­ста распределяются по сумме очков. В конце четверти и года определяется по­бедитель конгресса игр (за занятые места в отдельном виде присуждаются очки). Чтобы определить победителя в пасьян­сах, я сажаю учеников по двое: один рас­кладывает, а другой контролирует - за каждую замеченную ошибку начисляется очко, и игроки меняются местами.

Следующие игры - обучающие под­счету очков (а это и обучение арифмети­ке), такие, как «Кункен» и «Тамлин» (в 1-м классе начинать можно и с простейшего «Огурца», чередуя с пасьянсами). И толь­ко после этого можно переходить к взяточным играм («Up and down» и т.п.). Вер­шиной таких игр в нашей стране всегда был преферанс - игра наших интеллекту­альных слоев (а в Китае все политбюро играет в бридж - поэтому оно все еще во главе страны). К этому времени вы уже должны и сами разобраться чуть-чуть в бридже или попытаться сделать это вме­сте с учениками.

Большую помощь вам окажет журнал «Бридж в России», главным редактором которого я являюсь.

Обучение детей карточным играм по­зволяет ненавязчиво передавать интел­лект учителя ученикам, так как нет жестких рамок урока, заставляющих втиски­вать в детей определенную долю инфор­мации, постулируемую программой. Кроме сопутствующей информации (на­пример, что такое аббревиатура или как называются карты по-английски) учени­ки получают свободное поле для рефлек­сии. Бридж - игра парная, она учит крити­ческому осознанию своих мыслей и по­ступков в ракурсе рефлексии партнера - именно это и делает ее моделью жизни. (Кстати, на начальном этапе обучения старайтесь подбирать именно парные иг­ры – тот же «Дурак два на два».)

За год обучения детей начальных классов (именно в классах) я не нашел каких-то стандартных приемов, может быть, их и не существует. Интеллект пре­подавателя должен служить путеводной звездой, направляющей формирующие­ся умы в страну Знания и Умения. Каж­дый идет по ней своей дорогой. И тот учитель хорош, который, направляя весь класс, может указать и индивидуальный путь каждому ученику.

А в заключение хочу привести слова Сомерсета Моэма: «Была бы моя воля, я сделал бы обучение детей бриджу обяза­тельным. В будущем это может оказаться для них весьма полезным, ибо в бридж можно играть до тех пор, пока хватает сил сидеть за столом и зрения для различения одной карты от другой. Когда сведены счеты со всем прочим - спортом, любо­вью, карьерой, - бридж остается утеше­нием и развлечением».

 

Александр СУХОРУКОВ,

 преподаватель бриджа.


 






Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования