НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА · №16, 1993.

 


 

ТАЙНА ИЗГОТОВЛЕНИЯ «СНИКЕРСОВ»

РАСКРЫТА НА КОНТРОЛЬНОЙ ПО

ципы реализуются на практике, -МАТЕМАТИКЕ

 

 


За основу своей программы я взяла действующую программу развивающего обучения Давыдова, Горбова и др. Математики меня поймут, если я скажу, что программа составлена по-настоящему красиво, логично, каждая новая тема является продолжением предыдущей, ее следствием. Впрочем, все вышесказанное на самом деле относится только к набору и последова­тельности тем. Меня не устраивает то, как разработана их реализация, так как для меня важно, чтобы на уроке обеспечивалось понимание (а не «знание»!) темы ребенком, развивалось его мышление, умение схема­тизировать, интерпретировать и многое другое. Поэтому я решила, взяв последо­вательность тем в качестве стержня, наращивать на него свое содержание, разрабатывая каждую тему исходя из принципов и установок, заложенных в концепции нашей школы.

Попробую прояснить свою мысль на примере темы «Зависимость между изме­ряемым объектом, меркой и числом». Цель, которую я преследую при изучении этой темы, - понимание этой зависимости ребенком. Для меня критерием понимания является умение ребенка двигаться по цепочке «действие – формула – схема – формула» с любого места. Это значит, что ребенок должен уметь осуществить предметно-практическое действие по измерению величины А меркой Е, выразить результат формулой А/Е=5, проинтерпретировать ее в схеме (начертить произвольный отрезок и, используя его как мерку, по числу (5) построить величину А; или некоторый данный отрезок А (рассмат­ривая его как целое) разделить на 5 равных частей) и уметь подобные схемы интер­претировать в формулах, т.е. при предъяв­лении любой схемы написать ее формулу.

Умение двигаться по такой цепочке дает возможность по-настоящему понять суть формулы, например, понимать и самос­тоятельно делать выводы о том, что изменение одного из параметров формулы влечет за собой соответственные изменения другого.

Теперь надо придумать формулу, т.е. интригу урока, игру, в которой воплощалась бы эта цепочка.

На формулах и схемах всегда лежит налет таинственности, они понятны лишь посвя­щенным. Поэтому игра должна содержать элемент авантюры, приключения.

Например, один человек, решив узнать тайну изготовления «сникерсов». решил исследовать станки, на которых их делают, их размеры, строение и т.д. Поскольку делать это надо в строжайшей тайне, всю работу он разбивает на четыре части и поручает их выполнение четырем не знающим друг друга людям. Первый исполнитель должен произвести измерение площади поверхности станка (парты) данной ему меркой (листом бумаги). Результат измерения (число) передается второму исполнителю, который при помощи числа записывает формулу и передает ее третьему. Тот рисует схему и отдает ее последнему в цепочке, который по схеме составляет формулу. Критерием правильно выполненного задания является совпадение двух полученных формул. Если они не совпали, шпионская сеть провалена!

Для каждой четверки надо приготовить четыре задания, чтобы каждый ребенок мог попробовать себя на всех участках работы. На начальном этапе игры я разрешаю при возникновении сложностей учащемуся запросить помощь у остальных трех (разумеется, по рации).

Закончится эта игра экзаменом на звание «разведчик» - обыкновенной контрольной работой, где ребенок продемонстрирует, как он научился двигаться по цепочке «Д - Ф - С – Ф».

Потом, когда форма проведения уроков придумана, надо решить, какие общеинтел­лектуальные умения я буду развивать и как в соответствии с этим надо изменить ее, чем дополнить. Например, если я хочу учить детей планированию, то я не просто обрисую им игровую ситуацию, а поставлю проблему: «Вам нужно узнать размеры тщательно охраняемых станков по производству «сникерсов». Что будете делать?». При этом я нарисую на доске схему целеполагания: действие - цель. Разумеется, дети предложат взорвать двери или прорыть подземный ход. Но это не подходит, так как все нужно сделать тайно. Кто-то предложит заслать на завод своего человека (ведь играем-то мы в разведчиков). После этого мне остается только предложить разработанную заранее цепочку, разбив действия по достижению цели на четыре этапа и уточнив на доске схему (отдельные шаги) «1 -- 2 -- 3 – цель».

Также в этой игре ребенок учится видеть цель своих действий как отправную точку для достижения следующей цели, ведь ошибка в любом звене цепи может привести к провалу всю четверку.

Теперь надо решить, что нужно внести в форму, чтобы она развивала психофизиологические особенности ребенка, например, внимание и умение сосредоточиться. Для этого, когда дети освоятся в игре, я введу усложняющее условие: рядом находится лазутчик конкурирующей фирмы, который изо всех сил старается отвлечь тебя от выполнения задания (окликает по имени, рассказывает содержание мультика и т.д.).

И, наконец, критерием усвоения материала для меня будет демонстрация ребенком способности решать задачи на сравнение (А/Е=3. А/К=5. Е...К) как при помощи схем, так и без них, формулировать выводы о характере зависимости одного параметра формулы от двух других (если увеличивается мерка, а число остается прежним, то величина увеличивается, если уменьшается число, а величина остается прежней, то мерка увеличивается, если увеличивается величина, а мерка остается прежней, то число увеличивается и др.), умение смотреть на окружающие объекты и явления как на мерки и величины (это можно проверить на решении текстовых задач «из жизни»).

Итак, для темы «Зависимость между измеряемым объектом, меркой и числом» я прописала предметные цели, общеинтеллек­туальные умения, психофизиологические особенности и критерии усвоения материала.

Аналогичным способом (с разбивкой по пять колонок) осуществляется подготовка к работе по каждой теме.

 

Лариса ФЕЛЬДМАН,

учитель математики Новой гуманитарной школы

 


 






Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования