НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА · №16, 1993.

 

ВО ВСЕМ НАМ ХОЧЕТСЯ

ДОЙТИ ДО САМОЙ СУТИ

 

 


Обучение истории - это не только введение ребенка в пространство ис­торической информации, в море собы­тий, имён, дат, понятий и схем исто­рического развития.

Обучение истории - это также введение ребенка в мир историков, в мастерскую, где происходит работа с историческим материалом. А это оз­начает обучение основам историчес­кого «ремесла», овладение рядом тех­нологий и операций, развитие исто­рического мышления.

Для школьников эта задача может быть конкретизирована, на наш взгляд, в четырёх основных пунктах.

Первое - обучение ориентировать­ся в специфической исторической ин­формации. Ориентировка, или общее понимание, предполагает формулиро­вание основных вопросов ориента­ции: что? кто? где? когда? Основные мыслительные операции - это чтение исторических карт, схем, таблиц, выч­ленение исторической информации из общего контекста (соотнесение общего и конкретного), различение факта и мнения, выявление «пустых мест» или недостаточности информа­ции, соотнесение с конкретными со­бытиями, липами, временем и местом.

Реализация этого положения осу­ществляется при расшифровке истори­ческих карт, рассказе по сюжету карты, прочитывании таблиц, схем, предме­тов, имеющих отношение к опреде­ленным историческим событиям. Та же работа осуществляется при попытках задаваться вопросами по текстам, предъявляемым детям. Подобного рода вопросы активизируют рефлексивное понимание.

Второе - исторический анализ: деление цельного материала на со­ставляющие части, вычленение осно­ваний такого деления, а также поиск причинно-следственных взаимоотно­шений между составляющими… Такая работа концентрируется вокруг вопро­са «почему?». Основные формы работы - составление плана, выделение глав­ного, вербализация смыслов, стоящих за событиями, сопоставление, срав­нение частей, поиск закономерностей и причинно-следственных связей.

Школьники учатся составлять ло­гические и событийные ряды, выделять лишний или избыточный материал, разбирать «путаницы» из разного рода источников, «монстров», составлен­ных из разнохарактерных материалов.

Так, в нашей работе используется история, где смешаны библейские и древнеегипетские источники. Учащи­еся разбирают эту историю, раскла­дывая текст «на две кучки», формули­руют основания этого деления, пере­кладывают сюжеты истории на карту, шифруют такую информацию.

Третье - историческая критика: формулирование сомнения в подлин­ности предъявляемого материала, проверка и выявление возможных логических, фактических и хроноло­гических несоответствий. Опора на обыденный здравый смысл, а также введение норм внешней и внутренней критики позволяет ответить на важный вопрос - а так ли это на самом деле? -  который и является специфичным именно для исторической работы.

Основные формы работы - поиск спрятанных в тексте ошибок, противо­речий, критическая интерпретация материала, обращение к справочни­кам и словарям.

И, наконец, четвертое - историчес­кий синтез: соединение разрозненных частей в одно целое, выделение логики разворачивания последовательных или иначе связанных эпизодов материала. Ответ на вопрос «как?» отражает этот аспект исторической деятельности.

Основная форма работы - проблематизация, т.е. формулирование «слож­ных», и не всегда просто учебных вопросов, поиск реальных затрудне­ний в понимании целостного истори­ческого процесса. Очень часто именно удачно сформулированная проблема создаёт предпосылки для самостоя­тельной работы учащихся.

 

Кирилл МИТРОФАНОВ,

учитель истории.


 

 

 

 


 






Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования