НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА · №16, 1993.

 

КВАДРАТ - ЭТО БЛЯМС!

 

 


Не знаю, как другие учителя начальных классов, а я считаю уровень, на котором вводятся детям геометрические понятия (квадрат, прямоугольник, ромб) недопустимо низким.

По общеобразовательной программе ребенок должен уметь узнавать и называть эти фигуры. Но ему не даются средства для этого «узнавания», не объясняется, что он должен сделать для того, чтобы «узнать».

Я же хочу научить ребенка РАСПОЗНАВАТЬ фигуру, т.е. выделять в ней существенные признаки и на основе их анализа делать вывод о принадлежности фигуры к тому или иному классу, независимо от способа предъявления. А инструментом для ребенка должно выступать сущностное определение геометрической фигуры, оно же и подскажет ему, как он должен действовать.

Так как в нашей школе главным является выделение детьми  сущности  предметов и явлений, я провела ряд занятий, направленных на определение квадрата, ромба и прямоуголъника через их сущностные характеристики.

Для того чтобы дети пришли на эти занятия подготовленными, хорошо заранее поиграть с ними в игру «Определения»: «Будем называть словом «блямс» все, что кусается (зеленого цвета, любит морковку и т.д.) Собака - это блямс? А кошка? А директор школы?». Еще необходимо, чтобы дети владели приемом срав­нения с помощью посредника (программа В.Да­выдова, С.Горбова и др.) - это понадобится для  сравнивания сторон и углов четырехугольника.

Итак, я нарисовала на доске различные четырехугольники и попросила ребят найти среди них квадраты. Разумеется, по поводу квадрата, поставленного на угол, разгорелся спор. Часть детей считали, что это квадрат, часть - что ромб. Естественно, переубедить они друг друга не могли. На вопрос: «А что такое ромб?», - ответа я не получила. В лучшем случае мне указывали на фигуру и говорили: «Это ромб». И тут я ввела первое определение: «В математике ромбом называется четырехугольник, у которого все стороны равны». Я намеренно произнесла «в математике» и буду делать это дальше, чтобы отделить то, что говорила воспитательница в детском саду, соседка по даче и т.д. Потом я показала, как с помощью этого определения найти на доске ромбы. Оказалось, что спорная фигура - ромб. Так значит это не квадрат? «А что такое квадрат?» Я ввела определение квадрата (четырехугольник с равными сторонами и углами), мы поработали с ним, потом определение прямоугольника (четырех­угольник с равными углами). Кто-то из детей заметил, что среди четырехугольников попадаются такие, что у них не одно название, а два или три. Я отметила их наблюдательность, но обсуждать этого не стала. Материалом для дальнейшей работы в этом направлении послужило задание: на листе бумаги желтым карандашом надо раскрасить нарисованные там прямоугольники, а синим - ромбы. (Детям надо подсказать, что каждую фигуру надо проверить два раза.) Часть фигур оказалась зеленого цвета! Как такие фигуры называются? Можно ли про квадрат сказать, что это ромб с равными углами? А прямоугольник с равными сторонами? А правда ли, что любой квадрат - ромб? А любой ромб - квадрат? Подобных вопросов можно придумать довольно много. В заключение я нарисовала два пересекающихся эйлеровских круга. Один обозначает множество ромбов, другой - множество прямоугольников, а их пересечение - множество квадратов. Занятия проводились весной в нулевом классе. Эти занятия очень продвинули и сильных, и слабых учеников в плане развития умения «видеть невидимое», умения за предметами и явлениями усматривать их сущность, в одном видеть разнородное, т.е. того умения, которое представляет собой одну из важнейших составляющих мышления.

 

Лариса ФЕЛЬДМАН,

учитель математики Новой гуманитарной школы.


 

 

 

 

 






Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования