ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ - №8 (156) - 22 января 1994 г.

 

 

ДИРИЖЕР В НУЛЕВКЕ

 

Учительница русского языка О. Фрамполь работает  по методу развивающего обучения,

и у нее есть свои находки.

 

Букварь Д.Б.Эльконина начинается с темы «Деление слов на слоги» (еще до изучения гласных звуков!). В этом я полностью разделяю по­зицию автора букваря: эта тема позволяет легко опереться на опыт ребенка (деление на слоги — естественный для человека процесс, на­пример, при скандировании), это наиболее игровая тема, легкая, она позволяет каждому ученику добиться успеха. И это для меня самое главное. Положительное эмоциональное отношение к предмету — за­лог активной и творческой работы.

Материал по теме «Слогоделение» можно преподнести в виде ак­сиомы: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов». Это от­крытие в свое время появится в детских работах, но до этого можно выделить слог иначе.

Перед вами стадион. На поле выбегают две команды (прежде класс делится на две группы). На доске изображены поле, ворота. Я – спор­тивный комментатор. Я командую и показываю рукой, мелом, куда движется мяч. Вот, например, мяч подходит к левым воротам. Болель­щики атакующей команды начинают поддерживать своих игроков. А как? Конечно, кричат название своей команды. После нескольких не­стройных попыток дети сами нащупывают способ скандирования: либо найдется маленький организатор, либо даст о себе знать опыт коллективных выступлений, игр в детском саду.

Обсуждение происшедшего лучше начинать не закончив, а прервав игру. Мне кажется, что законченная игра перестает быть интересной для детей. Прервав же ее в самый разгар, можно еще на некоторое время сохранить эмоциональный подъем, сыграв удивление, показав детям всю удивительность того, что они стали кричать не вразнобой, а хором. Только что произошедшее естественное действие теперь представляется им чудом, загадкой, а следовательно, возникает по­требность ответить на вопрос: «Как так получилось?». Выделенный способ (самими детьми либо совместно с учителем) подвергается обязательной проверке. Например, нужно кричать слово по частям — тогда получится слаженно. Надо проверить это утверждение на при­мере нескольких слов.

Главное — не эксплуатировать один и тот же прием. Достигнутое можно закрепить и расширить на других играх. Можно взять извест­ную игру «Бояре, а мы к вам пришли...» (дети выстраиваются в две ли­нии друг против друга и, говоря нараспев слова, движутся по очереди навстречу друг другу), это закрепит умение делить слова на слоги на уровне движений: один шаг — один слог.

«Стадион», «Бояре» – это те игры, которые предлагает букварь. Я бы хотела предложить еще несколько игр. Во-первых, «Оркестр». Дири­жер взмахивает своей дирижерской палочкой, и музыканты начинают играть на своих инструментах (перебирая пальцами по парте, раска­чиваясь, отбивая такт ногами) по указанию дирижера: одно движение дирижерской палочки — один аккорд (одно движение ребенка). Это самый простой вид работы — механическое повторение моего деле­ния на слоги голосом и движением. Для меня это важный этап при обучении слогоделению – привыкание речевого аппарата к такой ра­боте. Также это и привыкание глаза к дугообразному обозначению слога в схеме: дирижер дугообразно водит палочкой. Музыкой же служат скороговорки. Они удобны тем, что невелики по объему и интересны по содержанию. К тому же произнесение скороговорок развивает гибкость и подвижность артикуляционного аппарата детей, их фонационного дыхания, голоса, способствует становлению хорошей дикции и вырабатывает литературное произношение. Для этого тре­буется быстрое и четкое произнесение скороговорок. В этом случае проговаривание по слогам служит этапом разучивания скороговорки, который позволяет выделить все качества звуков, их последователь­ность. В смысле логики игры оркестр заканчивает свои репетиции концертом (быстрое проговаривание скороговорки хором). Затем роль дирижера можно и нужно поручать детям.

Более сложным приемом является рассказ от имени робота Слогодела. Сначала я сама говорю, как робот (лучше всего так прямо и на­чать урок), вызывая у детей воспоминания мультфильмов. Дети легко включаются в игру. Более того, они легко имитируют робота: негибкое тело, соответствующие движения рук (это помогает делению на слоги: одно движение — один слог). В зависимости от целей развития речи на данном этапе возможны различные задания: представься; познакомься со своим ровесником, с профессором, с иностранцем; поприветствуй каждого гостя по-разному.

Все эти приемы объединяет опора на опыт ребенка. Все вышепере­численные задания актуализируют этот опыт (неосознанное умение делить слова на слоги). Обучением этому предметному умению от­крывается для детей русский язык, дети учатся взаимодействовать в группах, в парах, получают опыт самостоятельного выступления, од­новременно с этим отрабатываются некоторые этикетные моменты, приемы активного слушания, тренируется речевой аппарат.

Именно в первой теме ребенок получает и первый опыт схематиза­ции. Если опора на опыт помогает освоить само действие слогоделе­ния, то схема дает возможность видеть суть этого действия. В мето­дике Д.Б.Эльконина это делается так. В Стране слов действует такой закон: «Попроси правильно, и все будет сделано». Например, чтобы дождик прекратился, надо его попросить так (учительница нараспев заговаривает дождь; одновременно с этим дирижирует одной рукой, а другой теми же дугообразными движениями делает на доске схема­тическую запись):

 

к дирижеру

Дети рисуют в альбомах и, проговаривая, схематизируют сказанное. Далее может проводиться работа по созданию своих заговоров. Дети легко улавливают и имитируют ритмическую организацию заговора, его напевность, необходимые элементы содержания.

После таких заданий можно дать понятие «слог» так: «То, что мы де­лали, называется делением на слоги». И тут важным моментом явля­ется повторный взгляд на сделанное с позиции человека, который умеет делить слова на слоги. Вспоминая то, что делалось на уроке, можно вычленить способы деления на слоги: скандирование, опора на движения, запись дугами проговариваемого. Можно показать, что отрывистое (слоговое) говорение в речевом потоке естественно, на­пример, в отличие от такого: «Я надел ш-апку». Таким образом, умение будет хорошо освоено, так как опирается на опыт ребенка, отрабо­тано в игре, а затем категоризовано и осмыслено.

Закрепление этого умения не должно проходить на тех же играх. Поэтому я предлагаю использовать еще несколько приемов. Один из них – «Очередь». Дети выстраиваются в очередь к доске, на которой нарисована схема (например,               ). Первый ребенок придумывает слово, второй его проверяет и придумывает свое. Тот, кто ошибся или не смог придумать слово, занимает место в конце очереди. Воз­можны элементы соревнования. Для этого на доске должен быть пе­речень имен детей, напротив которых можно плюсами отмечать коли­чество правильно придуманных каждым ребенком слов.

 

О. ФРАМПОЛЬ,

 Новая гуманитарная школа, г. Москва

 

 

 






Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования