КОНЦЕПЦИЯ НОВОЙ ГУМАНИТАРНОЙ ШКОЛЫ

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НГШ

1.      Во главу угла ставится обучение внепредметным (надпредметным) умениям; ставится задача довести эти умения до уровня установки и навыков.

2.      Предметные умения рассматриваются как база для развития надпредметных (внепредметных) умений.

3.      Выдвигается положение: формы обучения несут не только внутрипредметное,  но в значительно большей степени, надпредметное, а также воспитательное содержание. Учитель учит осуществляемым им самим способам действия в рамках своего учебного предмета.

4.      Лозунг «Знание – сила» принимается только тогда, когда знание является средством для осуществления действия не только в рамках предмета, в котором оно получено.

5.      Разводятся понятия «подготовка» и «образование».

6.      Ставятся другие цели образования (см. ниже).

7.      Используются другие принципы (см. ниже).

8.      Предлагается другое содержание образования (см. ниже).

9.      Выдвигается постулат: начальное образование не является чем-то качественно отличным от образования вообще, а есть лишь начальный этап непрерывного образования.

1.      Выдвигается постулат: образование не есть результат одного лишь обучения, образование - результат как целенаправленных искусственно-технических воздействий на ребенка, так и комплекса воздействий, естественным образом возникающих в «образовательной среде», искусственно-технически сформированной вокруг ребенка.

2.      Выдвигается постулат, в предельном варианте звучащий так: дай ребенку средства (мышления, деятельности, рефлексии, понимания и т. д.) и задай соответствующую систему мотиваций (а через нее - систему ценностей),  и он все сделает сам, всему научится сам, все поймет сам.

3.      «Способности» и «неспособности» ребенка не рассматриваются как нечто фатально предопределенное «природой». Выдвигается постулат: неизлечимых болезней нет, все дело в отсутствии или наличии средств излечения.

 

 

ПРИНЦИПЫ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ

 

1. Проживание как обязательный компонент образования. При этом проживание может быть непосредственным (естественным или искусственно организованным), протекающим в явной, «живой» форме, а может быть задействовано в опосредованной форме, в форме жизненного опыта учащихся, который актуализируется и обращается на наличную ситуацию, подлежащую освоению или пониманию.

2. Рефлексия как обязательная составляющая учебно-воспитательного процесса. Объектом рефлексии при этом являются как жизнедеятельность и деятельность ученика, так и его мышление, чувства, ценностные основания его поступков, мотивы и т. д. - весь его внутренний мир как таковой.

3. Первичность мышления, понимания и рефлексии относительно знания. Знание только тогда становится достоянием индивида, когда оно является результатом его собственного мышления, понимания и рефлексии.

4. Приоритет понимания над знанием и узнаванием. Понимание предполагает преодоление непонимания (как правило, осознанного) и получение нового знания, тогда как узнавание («использование знаний») во всякой новой ситуации заставляет видеть лишь старое, уже имеющееся знание.

5. Приоритет действия (действования) над поведением. Действие предполагает наличие цели (проекта), анализ ситуации, осмысленный относительно цели и ситуации выбор средств деятельности и т. д., тогда как поведение протекает бесцельно и неосмысленно, осуществляясь в логике причинности, а не в логике цели.

6. Приоритет творческой деятельности над репродуктивной. Предпочтительней, чтобы ученик сам изобрел способ действия, осуществил «открытие», чем повторил то, что ему предложено в качестве образца. При этом, разумеется, ценность репродуктивной деятельности, осуществляемой в соответствии с имеющимися нормами и образцами, ни в коей мере не снижается в тех областях, где эта деятельность адекватна, а «творчество» неприемлемо (например, при изучении языка на этапе освоения норм орфографии и т. п.).

7. Принцип добровольности (отсутствие насилия). Все, что ученик делает, он делает добровольно. Разумеется, данный принцип не имеет ничего общего с проведением политики вседозволенности и поощрением элементарной распущенности. Добровольность предполагает добровольно взятые на себя определенные обязательства.

8. Принцип осмысленности и осознанности. Смысл всех происходящих событий и совершаемых поступков должен быть понятен ученику. Специально проводится работа, ставящая целью формирование у ученика витальной потребности в таком осмыслении, а также средств, приемов, норм и опыта такого осмысления.

9. Принцип ориентировки на зону ближайшего развития. Из этого принципа вытекают такие принципы, как ускоренное прохождение учебного материала, повышенная трудность.

10. Принцип организации образовательной среды (микросоциума) как важнейшего способа и средства обучения и воспитания. Этот принцип предъявляет повышенные и дополнительные требования к преподавательскому составу, такие, например, как высокая познавательная активность, заинтересованность в интеллектуальной деятельности, высокая культура поведения, речи, мышления, готовность к творчеству, нестандартность решений, артистичность, высокая доброжелательность и т. д. Педагог должен быть образцом, на который может быть ориентирован ученик.

11. Принцип большей ценности вопросов, проблем, «ученого незнания» (Николай Кузанский), чем ответов, готовых решений, догматического знания.

12. Отношение к ученику как к личности. В частности, это подразумевает право ученика на самостоятельные действия, собственное мнение, личное отношение и т. д. Ученик равен учителю как личность и имеет все права личности, которые принято считать таковыми в цивилизованном мире.

13. Принцип диалогичности, позиционности и плюралистичности. В соответствии с данным принципом, в частности, предполагается, что не существует решений и знаний, которые были бы маркированы как «истинные» и непререкаемо «правильные». Всякое знание и правило действует в ограниченном пространстве, которое, например, может быть очерчено определенным подходом, мировоззрением, позицией и т.д. Недопустима идеология «борьбы с неправильными точками зрения», всякая точка зрения имеет право на существование и имеет свою более или менее ограниченную «правильность», адекватность.

14. Принцип единства и свободы культуры. Этот принцип подразумевает стремление к «золотой середине» - между «абсолютностью», догматичностью культуры («зачем мне мыслить, если я знаю») и «акультурностью» творчества и мышления («зачем мне знать, если я могу придумать»).

15. Не «подготовка к жизни», а жизнь. Все, что происходит в процессе обучения - не есть некая репетиция чего-то такого, что должно состояться в будущем. То, что происходит в школе, - это и есть сама жизнь. Все, что происходит - настоящее, а не «выдуманное», протекающее по «кукольным» правилам, и необходимо жить в этой жизни ответственно и полноценно.

 

Предметные программы строятся в первую очередь исходя из логики развития внепредметных (надпредметных) умений.

 

 

ЦЕЛИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Сформировать личность, обладающую:

а) готовностью  (т. е. способностью и желанием) к самоопределению, рефлексии, пониманию, мышлению, самостоятельному (в том числе творческому) действию;

б) мировоззрением, учитывающим чужую субъективность;

в) волей;

ввести эту личность в пространство культуры (под культурой понимается система норм и образцов как в синхроническом,   так и диахроническом подходе), которое мы мыслим как состоящее из следующих «блоков»: культура мышления, культура деятельности, филологическая культура (языковая культура, культура речи и герменевтическая культура), политическая культура (культура общения), психологическая культура, этическая культура, эстетическая культура, эмоциональная культура, физическая культура.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

1. Обучение базовым операциям и типам деятельности. Ученик должен уметь ставить цель, анализировать ситуацию, выбирать адекватную последовательность технологических операций для перевода исходного материала в конечный продукт, осуществлять контроль над своими действиями по достижению цели и их коррекцию исходя из изменений ситуации или цели (мониторинг). В данный перечень входят также проектирование, программирование, прогнозирование. Ученик должен уметь осуществлять такие базовые типы деятельности, как организация, руководство, управление, познание (исследовательская деятельность) и обучение (в том числе и организация своей деятельности, самоуправление, самообразование и т. д.). Ученик должен уметь осуществлять выбор, принимать решение, обосновывать его.

2. Обучение мышлению. Под мышлением в НГШ понимается в первую очередь чистое, философское мышление, способность осуществлять абстрагирование и движение в абстракциях, работать с категориями и понятиями, усматривать сущность вещей и явлений, осуществлять восхождение от чувственно-конкретного к абстрактному, а от него к мысленно-конкретному.

3. Обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность, мышление и т. д. «со стороны», видеть и понимать, что ты делаешь, зачем, почему ты делаешь, говоришь, понимаешь то или это. Рефлексия - это способность «ведать, что творишь», осмысленно жить и действовать, а не быть объектом чьего-либо манипулирования. Рефлексия - это также умение оперировать с человеческой субъективностью, с внутренним миром, как своим, так и других людей.

4. Обучение пониманию. НГШ исходит из идеологии приоритета понимания над знанием. Способность понимать дает возможность узнавать то, чего не знаешь, тогда как догматическое знание часто закрывает дорогу пониманию («зачем мне понимать, когда я и так все знаю?!»), а следовательно, и развитию личности. Обучение пониманию предполагает обучение техникам понимания, принятым в современной герменевтике: техника разрыва герменевтического круга, распредмечивание.

5. Обучение технологиям творческой деятельности. В этой работе НГШ опирается на разработанную в школе концепцию творческой деятельности и на аналогичные отечественные и зарубежные разработки по развитию креативности, в частности, технологию «мозгового штурма», синектику, ТРИЗ и пр. При этом развивается воображение, фантазия, нарабатывается опыт успешной творческой деятельности, дети овладевают приемами, способами и подходами, позволяющими такую деятельность осуществлять. В школе целенаправленно вводится идеология желательности и ценности творческой деятельности, в частности, нестандартных решений и подходов, самостоятельного поиска и самостоятельного исследования, переноса «прошлого» опыта и знания в новую, незнакомую ситуацию, неожиданных, в том числе «завиральных» идей и т. д.

6. Обучение общению. Это направление подразумевает обучение

а) риторическим умениям, то есть умению строить тексты, адекватные цели и ситуации общения, тексты, способные оказать необходимое воздействие на слушающих или читающих; б) герменевтическим умениям, то есть умению понимать написанные или произнесенные тексты (как их непосредственный смысл, так и стоящие за ним мотивы, цели, систему ценностей, мировоззрение и пр.);

в) политическим и психологическим знаниям и умениям, то есть умению понимать и учитывать интересы и психологические особенности индивидов и групп, участвующих в коммуникации, умению адаптировать свою речевую деятельность исходя из политической и психологической стороны ситуации общения, владению вербальными и невербальными средствами, позволяющими оптимизировать ситуацию общения (предотвращать и улаживать конфликты, идентифицировать моменты непонимания и его причины, выбирать адекватную манеру и стиль общения и т. п.).

7. Введение в мир духовной культуры - мир различных религий и духовных исканий человечества. Мы не ставим целью сделать наших детей христианами или буддистами, но мы считаем необходимым познакомить наших учеников с различными духовными традициями и формировать у каждого ученика способность и готовность искать и находить свою собственную дорогу в мире духовных ценностей, проблем и традиций.

8. Обучение языкам (русскому и иностранным). Новая гуманитарная школа имеет установку на обучение учащихся практическому владению одним из европейских языков.

9. Введение в мир текстов художественной культуры (литературных, музыкальных, изобразительных) и обеспечение их знания. Мы полагаем существование особой, художественной реальности, особого пространства, мира содержания произведений искусства. Знание законов и реалий этого мира, умение ориентироваться и действовать в нем - обязательная составляющая часть жизни образованного человека.

10. Развитие эмоциональной сферы, включая высшие человеческие чувства, создание условий для приобретения и осмысления опыта эмоционально-ценностного отношения.

11. Создание условий для достижения учениками личностной зрелости, в особенности формирования таких черт зрелой личности, как готовность самоопределяться, быть способным самостоятельно действовать, мыслить и чувствовать, осуществлять межличностное общение, основанное на понимании и эмпатии, видеть свои собственные слабости и недостойные мысли и чувства, решать свои собственные психологические проблемы и т. д. Среди таких условий и обязательное создание в школе атмосферы безусловного внимания и уважения к ребенку и к учителю, введение в школе должности куратора (воспитателя), в чьи обязанности входит помощь ученикам в решении их разнообразных повседневных проблем, организация оптимальной системы межличностных отношений в классе, а в случае необходимости и между учителями, родителями и учениками.

12. Формирование исторического самосознания. Изучение русской и мировой истории. Мы исходим из того положения, что культурный человек должен уметь ориентироваться и самоопределяться не только в социокультурном пространстве, но и в пространстве истории, жить и действовать не только в синхроническом «срезе» социума, но и в диахронической «цепочке» истории.

13. Формирование мировоззрения и системы ценностей.

14. Обучение работе с самим собой. Это предполагает как умение анализировать и понимать себя самого, мотивы и ценностные основания своих поступков, осознавать свои желания и стремления, разбираться в своих чувствах и т.д., так и освоение специальных техник и приемов работы с самим собой, способов организации своей психики и сознания, управления своим внутренним миром.

15. Освоение норм здорового образа жизни.

16. Обучение умению владеть собственным телом.

 

 

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБРАЗОВАНИЯ

 

Реализация этих направлений предполагает разворачивание процесса образования в трех пространствах:

а) в пространстве обучения;

б) в пространстве практики (деятельности);

в) в пространстве клуба.

 

В пространстве обучения учащийся выступает в позиции ученика. Основными видами его деятельности являются восприятие, осмысление и понимание учебного материала. Основным результатом процесса обучения, взятого в данной трактовке, является знание того или иного типа (теоретическое, феноменальное, техническое, методическое).

 

В пространстве практики учащийся выступает в позиции субъекта действия. Основным видом его активности является постановка цели, создание проекта, анализ ситуации, выбор исходного материала, выбор средств и способов деятельности для перевода исходного материала в конечный продукт, контроль над процессом, исходя из конечной цели и складывающейся наличной ситуации (мониторинг). Основным результатом практики является освоение способов деятельности (умений), приобретение опыта творческой деятельности.

 

В пространстве клуба учащийся выступает в качестве личности. Основными видами его активности являются рефлексия над происходящим во всех трех пространствах, общение по поводу происходящего, самоопределение (то есть выбор своего места в происходящем, своего к нему отношения и т. д.). Основным результатом процессов, происходящих в пространстве клуба, является формирование личностных качеств учащегося, опыта эмоционально-ценностного отношения, опыта межличностного общения, опыта коллективной мыследеятельности.

 

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБРАЗОВАНИЯ В НГШ

 

1.      Условием образования и развития личности является активная деятельность ребенка, направленная на реализацию своих способностей и замыслов, понимание окружающего мира и себя самого,  приобретение новых обобщенных способов действия. На занятиях, начиная с подготовительной группы и до выпускного класса, организация деятельности учеников является одной из важнейших задач педагога. Для этого используются игры, учебные диалоги, различные проблемные и творческие задания.

2.      Необходимым условием этого является развитие и поддержание у учеников учебной мотивации, для чего используется техника «критического мышления», вопросы-ловушки, задания повышенной сложности, дающие возможность даже наиболее сильным ученикам учиться с интересом.

3.      Большую роль в развитии учебной деятельности ребенка играет создание образовательной среды во внеурочное время. Для поддержания познавательной активности ребенка в школе

-        еженедельно проводится внутришкольная олимпиада, где команды, включающие учеников разных классов, соревнуются в решении задач, требующих нестандартного подхода, логики и самостоятельности мышления;

-        существует практика  проектных  работ: каждый ученик старшей школы (6-10 классов) в течение учебного года пишет проектную работу в рамках одного или нескольких предметов;

-        регулярно проводятся  предметные и внепредметные тематические недели (неделя игры, неделя искусства, неделя математики, неделя истории и т.п.). В рамках тематических недель дети выполняют творческие задания, играют, участвуют в тематических конкурсах и викторинах;

-        ежегодно проводится  День Самоуправления, во время которого учащиеся старших классов (5-11) на целый учебный день занимают все ключевые посты в школе, начиная от охранников и секретарей и кончая директором и завучами,  сами составляют расписание на этот день, готовят и проводят уроки и внеклассные мероприятия в начальной школе и даже кормят учеников и работников школы;

-        начиная с первого класса, в школе действует система кружков и факультативов, дающая детям возможность углубленно заниматься тем, что их интересует.

4.      Большое значение в этом контексте мы придаем развитию и поддержанию детского творчества. Создание атмосферы творчества является одним из важнейших принципов деятельности школы. При этом для нашей школы характерно, что возможность творчества дети получают не только в занятиях искусством (рисование, музыка, театр), но и во всех учебных предметах (литературное творчество, сочинения по истории, математические сказки…), а также во внеурочной деятельности (конкурс проектов дизайна школьного двора, конкурс эскизов школьной символики…).

5.      Для полноценного развития личности ребенка необходим также опыт сотрудничества и толерантности в отношениях. Дети получают опыт сотрудничества со сверстниками, включаясь в различные формы совместной деятельности (как на уроках, так и во внеурочное время) и участвуя в командных играх. Особенно хочется отметить опыт создания межвозрастных команд  (для участия в интеллектуальных играх, подготовки к праздникам и т.д.).  Приобретению опыта сотрудничества со взрослыми способствуют

-        разработка и подписание трехсторонних договоров (родители, ученик, школа), обозначающих взаимные права и обязанности сторон относительно решения различных учебных проблем. Это практикуется, начиная с подросткового возраста, в первую очередь в конфликтных ситуациях, связанных с нарушениями учебной дисциплины (опоздания, невыполнение домашних заданий и т.п.). Для нас принципиально, что ученик выступает здесь как полноправный участник договора, приобретая опыт цивилизованного решения конфликтных ситуаций, учета не только собственных желаний, но также своих прав и обязанностей.

-        подготовка старшеклассников к поступлению в избранный ими вуз;

-        подготовка традиционного Дня Самоуправления: взрослый с позиции коллеги-учителя обсуждает с ребенком будущий урок, а также проводит рефлексию проведенного.

-         создание школьной газеты, школьного и классных сайтов, школьной программы видеоновостей, подготовка и проведение школьных мероприятий («Своей игры», Литературного поединка, КВН и пр.). 

6.      Человек в своих действиях, нравах и нормах поведения зависим от собственного самоистолкования и самопонимания.  Начиная с подготовительной группы, детей учат ставить перед собой вопросы:  чего я хочу достигнуть? как я делаю или буду это делать? соответствует ли полученный результат тому, что было задумано, и почему есть расхождения?

7.      Регулярная диагностика результатов обучения и развития познавательных способностей учащихся позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому учащемуся. В случае отставания или ускоренного прохождения программы обучение ведется индивидуально. В старших классах - индивидуально составляется программа обучения с ориентацией на выбранный вуз.

 






Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования