Методический кабинет НГШ.       

 

 

 

 

 

 

Рекомендации к составлению плана индивидуального развития учащегося

 

 

Выявление, анализ, учет успехов, с одной стороны, и трудностей и недостатков каждого ребенка, с другой, необходимо вести как минимум по следующим направлениям (их значимость не связана с их местом в данном списке).

 

-        Мировоззрение. Восприятие окружающего мира и других людей. Cамоопределение (готовность быть лидером/исполнителем, деятелем/наблюдателем). Cамооценка (завышенная/заниженная).

 

-        Этико-нравственные проблемы (наличие/отсутствие ценностей и норм, которые уже должны быть; наличие/отсутствие ценностей и норм, которые не устраивают воспитующих; готовность/неготовность осваивать желательные для воспитующих нормы).

 

-        Наличие нежелательных черт характера (трусости, нерешительности, хвастливости, завистливости, недоброжелательности и пр.).

 

-        Познавательный и деятельностный интерес (наличие/отсутствие интереса к чему-либо; наличие/отсутствие интереса к тому, что необходимо для обучения; наличие/отсутствие мотивации или ценностей, необходимых для нее).

 

-        Здоровье. Физическое развитие (выносливость, сила, ловкость, координация).

 

-        Инициативность, энергичность, жизненная активность.

 

-        Уровень самоорганизации и самоконтроля;  воля и упорство; способность и готовность  к целенаправленному действию. Работоспособность, собранность, аккуратность.

 

-        Способность и готовность к организации деятельности с включением других людей.

 

-       Степень самостоятельности (как в деятельности, так и в мышлении). Наличие/отсутствие соответствующей установки, умений и навыков.

 

-       Уровень социализации:

- какими ценностями и нормами, принятыми в обществе, ученик обладает и не обладает;

- какие социальные функции (социальные роли) ученик освоил и может осуществлять;

- насколько ученик умеет выбирать необходимую в конкретной ситуации социальную роль.

 

-        Готовность осуществлять творческий подход/ установка на репродукцию; critical thinking/безальтернативность (мышления, понимания, восприятия).

 

-        Степень развития чувственно-эмоциональной сферы (способность переживать  собственно человеческие чувства; эмоциональная культура; эмоциональная  заторможенность или возбудимость).

 

-        Проблемы коммуникации с детьми  (ровесниками, младшими и старшими) - установка с ними считаться/не считаться, степень доброжелательности; уровень агрессии/тревожности; наличие/отсутствие культурных норм общения, степень развития навыка общения. Проблемы коммуникации со взрослыми (учителями, родителями) и их психологические и феноменальные причины.

 

-        Культура поведения (внешний вид, манеры, мимика, жестикуляция, интонации и т.п.). Наличие/отсутствие культурных норм поведения.

 

-        Речь. Развитие речи - письменной и устной (лексика, синтаксис, фонетика  и логопедия, темп, интонирование, стилистика и культура речи, фразеология; ориентация на речевые штампы или на точность передачи мысли и чувства). Уровень владения риторическими умениями.

 

-        Память (оперативная и долговременная, зрительная, моторная, слуховая). Восприятие (степень развития зрительного и  слухового восприятия; особенности восприятия устной и письменной информации).

 

-        Внимание (степень развития произвольного внимания; концентрация и распределение внимания).

 

-        Освоение учебного материала. Kакие внепредметные умения и  микроумения не освоены ребенком, что конкретно тормозит его развитие.

 

-        Понимание и интерпретация текстов (устных и письменных) - информативных, инструктивных и художественных.

 

-        Способность и готовность к рефлексии (сути, оснований и средств своей и чужой деятельности, своего и чужого состояния и отношения), степень ее развитости.

 

-        Особенности интеллекта (широта, гибкость и вариативность поиска, скорость перебора, "дальность" связывания, количество одновременно удерживаемых элементов/связей и т.п.).

 

-        Готовность и способность исследовать, конструировать, систематизировать.

 

-        Полная/неполная мыследеятельность - конкретные проблемы (наличие/отсутствие категориального аппарата; необходимого опыта; терминологии; связок между поясами).

 

-        Способность и готовность делать что-то руками.

 

-        Эстетика. Способность видеть, ценить и переживать красоту; наличие/отсутствие эстетических оснований в нормах собственной деятельности.

 

-        Наличие или отсутствие каких-либо наклонностей и задатков (интеллектуальных, творческих, организационно-деятельностных и т.п.).